Издавна одним из важнейших направлений искусства является театр — а с начала XX века и близкий к нему, тоже построенный на актёрской игре, кинематограф. Не обошло это явление и фантастику, а потому ему и посвящена одна из секция Петербургской фантастической ассамблеи.

Доклад-показ «Спецэффекты в раннем кино:
от Мельеса до Кинг-Конга» (С. Бережной)

Как это ни парадоксально, спецэффекты появились ещё до рождения кинематографа. Но только после оглушительного триумфа изобретения братьев Люмьер экранные чудеса оказались по-настоящему востребованы. Особенности зрительского восприятия живой экранной реальности превратили кинематограф из занимательного научного аттракциона в полноценное направление искусства, за три десятилетия пережившее несколько технических и эстетических революций. Мы проследим, как этот процесс зарождался и развивался — от наивных времен, когда даже простой поворот камеры воспринимался публикой как чудо, до изощренных технологий, которые распахнули киноэкран в совершенно новые миры.

  • Зарождение спецэффектов.
  • Скрытый спецэффект: чудо есть, но мы его не видим.
  • Спецэффект как основное содержание (Мельес).
  • Способы создания киночудес (Владислав Старевич, Лон Чейни, Уиллис О’Брайен).
  • Спецэффект-демиург: творение миров, богов и чудовищ («Нибелунги», «Метрополис», «Кинг-Конг»).

Доклад-показ «Сценарная доля АБС» (М. Шавшин)

Мероприятие ведёт Михаил Шавшин, представитель исследовательской группы «Людены».

Часть первая: провальный дебют (60-е годы):

  • Драматическая и поучительная история написания первого в жизни сценария, или злоключения киноверсии «Страны багровых туч» в пространственных и временных координатах.
  • Ловушки и подводные камни в диалоге «писатель — кинорежиссер».
  • Неожиданные выводы из неудавшегося опыта.
  • И все же — «Трудно быть богом» для А.Германа и совместно с ним.

Часть вторая: двусмысленный миттельшпиль (70-80-е годы):

  • От «Дела об убийстве» до «Чародеев». Принеси то, не знаю что, или чего хотят кинодеятели от авторов бестселлеров.
  • Одинокая вершина Тарковского.
  • Странные видения 80-х.

Часть третья: неопределенный эндшпиль (в начале нового века):

  • Суета вокруг «Обитаемого острова».
  • Чего ждать от новых кинотехнологий.
  • Есть ли виды на будущее?

Доклад «Фантастика на театральной сцене»
(О. Романова)

Если фантастика в кино — явление чрезвычайно распространённое, то о театральных постановках по мотивам фантастических книг знает не так много людей. Об этом на Ассамблее-2013 расскажет Оксана Романова. Тезисы её доклада:

  • Театр как инструмент со-творчества: «договор о взаимном воображении».
  • Исторический экскурс: от Еврипида до Евреинова.
  • Машинерия фантастических декораций.
  • Волшебство, чудеса и легенды в драматических произведениях.
  • XX век: поиск новых форм, нового взаимодествия актера и зрителя.
  • Инсценировки как новое направление драмы.
  • Инсценировки фантастических произведений Азимова, Брэдбери, Лема, Стругацких на советской сцене.
  • Фантастика на сцене драматического, музыкального, кукольного театров, цирковые представления – различие в восприятии, целевых аудиториях.
  • Детский театр и подростковая аудитория (на примере фантастических спектаклей Ленинградского ТЮЗа).
  • Радиотеатр.
  • Аудиоспектакли.
  • Нужна ли нам современная фантастическая драма?

Доклад-показ «Фэйковая семья
в творчестве Джосса Уидона» (З. Желокова)

Есть деятели, работающие в кинофантастике много лет — без которых она не была бы такой, какая есть. Их творчество изменило жанр, породило целую волну подражаний и заимствований. Одним из таких людей, безусловно, является Джосс Уидон, создатель телесериалов «Баффи — истребительнца вампиров», «Файрфлай» («Светлячок»), «Ангел», «Доллхауз» («Кукольный дом»), фильма ужасов «Хижина в лесу» и блокбастера «Мстители».

Его произведения чрезвычайно разные, но в них четко прослеживается авторский взгляд и повторяются одни и те же сюжеты. Например, Уидон всегда рассказывает истории про людей, объединенных дружбой, любовью и общим делом. В докладе будет рассмотрена структура отношений главных героев в картинах «Баффи», «Файрфлай» и «Мстители», а также будут обсуждаться такие вопросы, как роль настоящей семьи, роль фэйковой семьи и отношения между ее членами в произведениях Джосса Уидона.

Практикум «Сценарная заявка: что это такое,
зачем нужно и как ее написать» (Д. Вересов)

На прошедшем в мае этого года Интерпрессконе Дмитрий Вересов, опытный писатель и сценарист, рассказывал о том, как нелегок и тернист может оказаться путь молодого автора в кино и даже в сериалы, что нужно уметь и каких подводных камней следует остерегаться. На Ассамблее же у желающих будет замечательная возможность под руководством Дмитрия Вересова научиться правильному подходу к различным аспектам творчества сценариста и попробовать свои силы в практикуме по созданию сценарной заявки.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.