Секция хоррора
и «тёмных» направлений жанра (2012)

Хоррор – один из старейших жанров искусства, который напрямую обращается к эмоции страха. Он одновременно и привлекает, и отталкивает – многие до сих пор с теплотой вспоминают то щекочущее нервы чувство, что в детстве сопровождало страшные байки у костра, но при этом излишний натурализм, присущий определенным фильмам ужасов, у некоторых вызывает лишь отвращение. Однако хоррор это не только ужас ради ужаса, кровь и кишки ради крови с кишками, это куда более глубокий и интересный жанр. Он всегда привлекал к себе внимание, порождал различные мифы и стереотипы, творцы хоррора слыли людьми не вполне обычными, а порой и вовсе больными… На Петербургской фантастической ассамблее у всех будет возможность поближе познакомиться с этим жанром, окутанным ореолом таинственности, и сделать собственные выводы. Загадочные, но дружелюбные участники хоррор-секции выступят проводниками по миру Тьмы, расскажут и покажут все, что знают о хорроре в литературе, кино, живописи и даже в Интернете. А как только на землю спустятся сумерки, мы вместе устроим внеурочный Хэллоуин с жутковатыми настольными играми и вызовом Ктулху из холодных вод Финского залива.

 

Доклад «Русский хоррор в литературе»
(В. Женевский)

(Это мероприятие должно было проходить на прошлой Ассамблее, но так получилось, что состоится только на нынешней.)

Когда речь заходит о России, слова и глаза разбегаются – двух сходных точек зрения не найти. Что такое наша страна, и чем живет ее народ – невозможно понять ни изнутри, ни снаружи. И все же есть как минимум два пункта, на которых большинство сознательных россиян более или менее сходится: ни демократии, ни хоррора на русской земле быть не может (не спорю, это немного разные большинства). И если с первым тезисом общественное мнение опасно клонится к истине, то под вторым не стоит ничего, кроме хрупких глиняных ног. Ужас в русскоязычной литературе прописался давно и надолго – и он не сводится ни к «Архипелагу ГУЛАГ», ни к романам Юлии Шиловой. Доказать это и призван сей доклад.

Из него вы узнаете:

  • что это такое: по ком воют призраки и льется кровь на книжных страницах;
  • зачем это надо: что заставляет людей писать такие гадости, когда вокруг и так все плохо;
  • как это было: о становлении жанра на русскоязычном пространстве;
  • куда это годится: о проблемах;
  • кто виноват: краткий обзор самых ярких авторов, которые пишут хоррор здесь и сейчас;
  • и, наконец, что делать: о перспективах.

К докладу прилагаются красочные слайды багрово-черно-белой расцветки, список рекомендованной литературы и готичный докладчик. Приходите, будет весело!

Но помните – по законам жанра весело бывает только вначале…

Доклад «Ужасы Рунета» (М. Парфёнов, М. Гинзбург)

Интернет уже давно стал универсальным зеркалом самой жизни, здесь есть место всему – и хорошему, и плохому – что окружает нас в реальности, с той поправкой, что в Сети самые дальние уголки планеты находятся от нас на расстоянии пары кликов… И все самое ужасное и пугающее – тоже там. Свое отражение в электронном зеркале есть и у жанра хоррор. И если фантастика в Рунете в первую очередь строилась на фэндоме, существовавшем в «реале», то хоррор-Рунет, по сути, сам начал формировать свой фэндом. О том, как это происходило и происходит сейчас, вы узнаете от докладчика, который приложил руку и сердце к созданию дюжины-другой сайтов ужасов. И даже ухитрился остаться после этого в живых.

В докладе будет рассказано:

  • как хоррор представлен в зарубежном Интернете;
  • какими были первые сайты ужасов на русском языке;
  • какова сейчас ситуация в хоррор-сегменте Рунета.

Планируется сопроводить доклад слайдами. Вы узнаете о том, зачем создаются сайты ужасов, каким образом они пытаются заработать на существование и с какими проблемами сталкиваются. Докладчик не обещает, что вам будет страшно или что вам будет весело, но намерен поделиться собственным опытом работы над рядом любопытных проектов.

Круглый стол «Хоррор: правда и мифы»

Сергей Крикун, Владислав Женевский, Дмитрий Тихонов, Александр Щёголев, Михаил Парфёнов и Мария Гинзбург собрались варить летательное снадобье из жира некрещёного ребенка. Нет, не так. Собрались печь пирог из зомби. Нет, тоже не то. Собрались расчленить Дракулу и вырезать заветную железу бессмертия… Всё не то!

На самом деле оперировать они будут друг дружку. И вас в том числе – будут удалять опухоли заблуждения, ошибочных мнений да изгонять лживых демонов массовой культуры. Но бояться нечего – резать будут словами.

Нет-нет, речь пойдёт не о мифах Ктулху, а о чём-то намного более грандиозном, страшном и всеобъемлющем – о хорроре. И правда, какой жанр фантастической литературы может тягаться с ним в неоднозначности? Ни на фэнтези, ни на сай-фай не смотрят с таким презрением. Почему? Зачем? Как?

В ходе операции мы попытаемся удалить все заблуждения и оголить истину, а участники круглого стола постараются ответить на ваши самые наболевшие вопросы. Нарушители спокойствия будут забрызганы томатным соком и с позором изгнаны в ад.

Доклад-показ «Хоррор в коротком метре»
(А. Подольский)

Можно ли снять вменяемый фильм длиной в четыре минуты? Еще как можно! Пусть и гораздо сложнее наполнить смыслом сверхкороткую форму, нежели размазать идею по двухчасовому хронометражу. К этому специфическому жанру обращаются не только любители за три копейки срежиссировать шабаш друзей за гаражами, но и видные кинематографисты. Тёмная сторона искусства не осталась в стороне и здесь. Именно из короткометражек выросли такие культовые хоррор-франшизы, как «Зловещие мертвецы» и «Пила», в России ежегодно проходит конкурс любительских экранизаций произведений Стивена Кинга, а персонажи фильмов ужасов мелькают в рекламе и музыкальных клипах. На нашем показе видящий да узреет:

  • неожиданные для хоррора персоналии в режиссёрском кресле;
  • мрачную мультипликацию;
  • экранизированные комиксы, претендующие на мутацию в полнометражный фильм;
  • разнообразие «тёмного» кино: от жесткой социалки до чёрного юмора.

А ещё мы проведём блиц-конкурс на знание фильмов ужасов с призами-книгами. Беременные служители церкви, не достигшие совершеннолетия, на показ не допускаются. Всем остальным можно проносить с собой пиво.

Доклад «Роберт Уильям Чамберс: Король в Жёлтом»
(А. Миронова)

Роберт Уилльям Чамберс – писатель, интересный во многом своими странностями, как в жизни, так и в творчестве. С одной стороны, благодаря происхождению и образованию, а также художественному таланту и отличному вкусу он обладал всеми задатками, для того чтобы создавать вещи, которые остались бы в памяти людей на века. С другой, по причинам, о которых нам теперь остаётся только догадываться, он предпочёл жанр, который приносил прибыль в его время, но оказался малоинтересен будущим поколениям.

Тем не менее до сих пор самые разные авторы пытаются создать пьесу под названием «Король в Жёлтом» и на все лады воспевают таинственную Каркозу, возносящую свои башни под светом чёрных звезд. Так же, наравне с Амброзом Бирсом, Чамберс неизменно поминается как предшественник и вдохновитель самого Лавкрафта.

  • Американский «аристократ», заигравшийся в богему: происхождение и ранние годы, время в Париже.
  • Весь интерес в безумии: «Король в Жёлтом» и другие мистические и фантастические произведения автора.
  • Чамберс-гений, Чамберс-шарлатан: критика современников.
  • А была ли проблема? Возможные причины, побудившие Чамберса избрать жанр любовного романа. Вопреки ли вкусу и здравому смыслу?
  • Шикарная жизнь: поместье, поздние годы, смерть.
  • Последствия: отзвуки в творчестве современных англоязычных авторов.
  • Чамберс в России: «Женщина в чёрном», «Жёлтый знак», проект «Жившие в Каркозе».

Доклад-показ «Зловещие образы» (С. Крикун)

(Это мероприятие тоже должно было проходить на прошлой Ассамблее, но состоится только на нынешней.)

Сон разума рождает чудовищ. Веки сомкнутся – и:

  • мы перетрём между пальцев давно истлевший прах, полюбуемся на картины, которые рисует пыль в лунном свете;
  • прогуляемся по могилам, заглянем в склепы и попытаемся расшифровать странные жадеитовые орнаменты;
  • нанесём визит в морг и взглянем на таинственные татуировки умерших, на призрачные отражения в лужах крови;
  • произведём попытку телепатической связи с ныне живущими, настроим своё восприятие на волну их творческого потока…

И все ради того, чтобы явить вам картины, порождённые (больным?) воображением художников, посмевших взглянуть в лицо Князю Тьмы.

Могут ли зловещие образы быть по-настоящему опасными? Кто управляет кистью, порождающей потусторонние пейзажи? Что это на самом деле – примитивная мазня из клыков-щупальцев-буркал или настоящее Искусство, настоящая Магия?

Но не будем темнить и скажем чуть проще: вы увидите много неприятных, пугающих, завораживающих картин, вышедших из-под кисти лучших художников всех времён. Они могут подарить вам парочку кошмаров, а могут и рассказать кое-что интересное о Существе-под-кроватью. И, что не менее любопытно, вы увидите человеческие лица за всеми этими кошмарами, а уж с ними не заскучаешь!