Одним из мероприятий, которые пройдут во время Петербургской фантастической ассамблеи в 2012 году, станет двухдневный семинар по фантастической повести. У современных авторов жанровой литературы (и, среди прочей, фантастики) повесть – не самая излюбленная форма; она неудобна, велика для журнальной публикации, но недостаточна для отдельного издания. С другой стороны, и здесь она имеет полное право на существование, достаточно вспомнить, что большая часть произведений братьев Стругацких – это именно повести, и по структуре текста, и по объёму. Мы полагаем, что если делать учебное мероприятие по фантастической повести, подход к её изучению должен быть более серьёзным, нежели дилетантский «повторяйте за мной, я знаю, как правильно». Поэтому вести семинар мы пригласили литературоведа и писателя Алана Кубатиева.
Обращение ведущего семинара
Повесть – жанр эпический. Уже одно это подразумевает древние корни и почтенную родословную, пусть даже вынужденную приспособиться к моде сначала ХIX, а потом и ХХ века.
Она обязательно рассказывала о чём-то – повествовала… Но по-своему, не так, как роман. Ей не всегда интересно действие. Она способна рассказать о том, что происходит в вашей душе, и это будет не менее захватывающе, чем «планеты, идущие в спираль». Не двигаясь, не скача, не гримасничая, не размахивая железом. Заставить события замереть, застыть в апогее, или столкнуться, высечь искры, отразиться в рассказчике, и дослать это отражение душе читающего.
Голос автора странным образом наполняет её: почти неразличимо, даже если повествователь откровенно произносит «Я».
Повесть – куда более трудная форма, чем роман. Особенно ясно это заметно в фантастике. Роман питает надежду вытянуть дело за счёт изобилия эпизодов, раскрученной фабулы, множества персонажей, тонких и глубоких рассуждений о кулинарных подвигах или поражающих свойствах винтовки «маузер». Повесть этого не позволит. Она рождается и живёт, либо сразу шлёпается бесформенным недоношенным комком. Роман часто создаёт у терпеливого читателя иллюзию значимости хотя бы из-за сил, затраченных на чтение – «ну как же, я столько времени извёл, это не может быть так плохо, как вы утверждаете!..»
Повесть, как поединок в любительском боксе, не допускает долгого топтания, ложных замахов; скорость, энергия, изощрённая техника, беспощадность и логика вместе с красотой укладывается в очень короткий объём – три-семь авторских листов, не больше. Стремительно и насыщенно, с жесточайшим и требовательным самоконтролем ясности, неизбежности и предельно личному стилю, который нельзя будет спутать ни с чьим другим, она должна явиться и остаться в памяти. Но не стать при этом аккуратным и мёртвым украшением. Оживить её труднее, чем мраморную статую, но, ожившая, она не забудется.
Мы попытаемся вместе понять, как это делается, и оценить по самому гамбургскому счёту, как это сделали вы.
Пощады не будет))) За закрытыми дверями развернётся вивисекция, аутопсия и даже пластическая хирургия, после которой неспособные к жизни станут пособием и напоминанием автору, как надо жить дальше. Способные станут сильнее, обаятельнее, и будут радовать создателей и читателей. Кто пройдёт наш семинар, будет жить не страшась, но думая и помня о своей работе. Верю – мы многое узнаем друг о друге и славно потрудимся.
Об Алане Кубатиеве
Алан Кубатиев – писатель-фантаст, представитель той самой «четвёртой волны», к которой относят В. Рыбакова, С. Логинова, Е. Лукина, М. Успенского, А. Лазарчука, М. Веллера. Участник Московского семинара молодых писателей-фантастов и знаменитой «Малеевки», свой первый рассказ Кубатиев опубликовал в 1979 году. Неоднократно он становился лауреатом литературных премий – «Бронзовой улитки», «Странника», «Серебряного Кадуцея», «АБС-премии» и др.
Условия участия в семинаре
Требования к присылаемым работам:
- объём 3–6 авторских листов (т.е. 120–240 тыс. знаков с пробелами по статистике Microsoft Word);
- принадлежность к фантастическому направлению литературы (т.е. наличие фантастического допущения как сюжетообразующего элемента);
- законченность;
- отсутствие публикаций (для принимаемой на семинар работы либо её версий).
Требования к авторам:
- участие в Петербургской фантастической ассамблее (заочного разбора не будет);
- готовность и способность прочесть все разбираемые на семинаре повести и участвовать в их обсуждении.
Так как семинар предполагает довольно глубокий анализ каждой повести, число участвующих в нём работ ограничено. Отбирая работы, мы будем отдавать предпочтение наиболее интересным в плане обсуждения, качественно вычитанным и присланным ранее других; кроме того, мы постараемся сделать список участвующих в семинаре повестей по возможности разноплановым.
Окончательный список (включая, возможно, «запасных») будет опубликован на этой странице за неделю-две до Ассамблеи; отсюда же можно будет скачать для ознакомления тексты участвующих в семинаре повестей.
Сроки приёма – до августа 2012 года (не включительно).
Работы присылайте секретарю семинара Александру Петрову на адрес:
- demihero (сбк) yandex (тчк) ru
…указав в теме письма «На семинар А. Кубатиева». Если в течение нескольких дней вы не получили уведомление, что ваша работа успешно дошла, попробуйте связаться с секретарём другим способом, например, через Живой журнал или Фантлаб.
Список участвующих работ
- Вадим Волобуев. «Громкое дело в тихом городке»
- Руслан Нурушев. «Сказки из подполья»
- Владимир Панков. «Лукиндо»
- Светлана Тулина. «Контрадикс»
- Мария Гинзбург. «Убаюкать нож»
- Нина Цюрупа, Антон Фарб. «По радуге»
- Дмитрий Прияткин (Вересов). «Одиннадцатый день»
- Наталья Лескова. «Заклейменный»
- Александр Семыкин. «Ловец снов»
- Лев Жаков. «Куда уходят боги»
Текстов в открытом доступе не будет, но если вы хотите участвовать в семинаре как вольнослушатель, вы можете написать секретарю семинара Александру Петрову (адрес указан чуть выше) и попросить прислать вам тексты по электронной почте.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.