— Киберпанк. Дискуссия о жанре
— Дискуссия «Книги значительные и влиятельные»
— «Олди и компания». Встреча с читателями
— Круглый стол «Наше фантастиковедение и почему его нет»
— Забытые вехи: события из истории нашей фантастики, достойные книги (Алексей Караваев)
— Мэри Шелли и ее «Современный Прометей» (Любовь Паршина)
— Конкурсы детской литературы. Руководство по эксплуатации (Дмитрий Казаков)
— Мораль будущего (Константин Фрумкин)
— Эпосы и этносы (Анна Гурова)
— Вампиры и дивный новый мир: между страхом и желанием (Фотина Морозова)
— Дискуссия «Бага или фича. Где кончается авторская невнимательность и начинается игра с читателем»
— Структура хоррор-романа: погнутый рыцарский доспех или удобное лего? (Мария Гинзбург)
— Круглый стол «Свежая кровь. Как обеспечить приток новых людей в фэндом»
— Всплеск Утопии: тайная история западной фантастики (Николай Караев)
— Дрейф фантастики в мейнстрим: причины и прогноз (Константин Мильчин)
— Олди: авторские чтения
— Большая драка в литературном гетто, или Фандомная битва (Ина Голдин)
— «Пионеры пишут Горькому», или Чем графомания отличается от критики. Публичное интервью с Константином Мильчиным
— Современность как реализация идей НФ-романов 1990-х (Виктор Сеничкин)
— Фантастика в „премиальном сюжете“ и вокруг него (Константин Мильчин)

Киберпанк. Дискуссия о жанре

Участвуют Василий Владимирский, Николай Караев

«Киберпанк» — слово, которое ласкает слух любителя фантастики (и не только), с одной стороны, обещает революционный прорыв, концептуальный переворот, а с другой — манит общедоступными и фантастическими по эффективности высокими технологиями. Не все уже помнят, что как литературный феномен киберпанковское движение зародилось в начале 1980-х, когда IT–революция только начинала набирать обороты, а самый известный киберпанковский роман, «Нейромант» Уильяма Гибсона, отстукан на аналоговой пишущей машинке.
Что такое киберпанк сегодня, какие этапы эволюции (или деградации) он прошел за минувшие десятилетия, каковы основополагающие черты этого жанра и применимо ли тут вообще такое понятие, как жанр? Чем поверхностная имитация отличается от настоящего, хардкорного киберпанка? Чего ждет от этого направления массовый читатель — и что он получает в итоге, в том числе от российских авторов? На Петербургской фантастической ассамблее — 2019 эти вопросы обсудят Николай Караев и Василий Владимирский.
Интриги, загадки, расследования, сенсационные разоблачения отцов-основателей и скандальные откровения литературных критиков — не забудьте зарядить свои смартфоны!

Дискуссия «Книги значительные и влиятельные»

Участвуют Шамиль Идиатуллин, Константин Мильчин, Дмитрий Громов, Олег Ладыженский; модератор Василий Владимирский

Любые книги, оставившие след в литературе, в том числе литературе фантастической, можно условно разделить на две категории: значительные – и влиятельные. На значительные книги ссылаются в учебниках, их приводят в пример, а самое главное – продолжают читать десятилетиями. Влиятельные книги порождают поток подражаний, их растаскивают на цитаты, вокруг возникают целые школы. По большей части эти множества пересекаются, но далеко не всегда. Как происходит превращение просто хорошей книги в влиятельную или значительную? Почему некоторые значительные фантастические романы последних десятилетий – «Дом, в котором» Мариам Петросян или «Я, хобо» Сергея Жарковского – так и не стали влиятельными? А главное, как опознать такую книгу, предсказать ее судьбу? Мы не знаем ответ на эти вопросы – но попробуем найти его на Фантассамблее-2019 вместе с критиком Константином Мильчиным, писателями Шамилем Идиатуллиным и Генри Лайоном Олди (то есть Дмитрием Громовым и Олегом Ладыженским). Модерирует круглый стол Василий Владимирский.

«Олди и компания». Встреча с читателями

Разговор с сэром Генри Лайоном Олди – это всегда незабываемое событие. Тем более приятно, что и в этом году Дмитрий Громов и Олег Ладыженский решили посетить Ассамблею и снова встретиться с читателями. Кто бывал, тот знает: сэр Олди – прекрасный (единый в двух лицах!) оратор, готовый поддержать любую тему, волнующую зал. Так что готовьте свои вопросы, сомнения и предложения!
Кстати, фанаты писателей высчитали, что в 2019 году у Олди своеобразный юбилей. Их новый роман «Нюансеры», который, как мы все очень надеемся, выйдет в августе, станет сороковым в творчестве авторов. Интересно, а каково это – писать после сорока? Не хочется ли вернуться и переосмыслить старые темы? Или, наоборот, душа просит нового и неизведанного? А если просит, то чего именно? Дмитрий Громов и Олег Ладыженский с радостью поговорят о творчестве, о литературе, о самих себе и о других – и обо всем, что будет интересно вам.

Круглый стол «Наше фантастиковедение и почему его нет»

Участвуют Алексей Караваев, Константин Мильчин, Константин Фрумкин, Артем Зубов

В культовом фильме «ДМБ» звучит фраза: «Видишь суслика? И я не вижу. А он есть». С нашим фантастиковедением ровно наоборот: мы его вроде бы видим – а его нет. Каждый год в российских институтах защищаются кандидатские и докторские диссертации по книгам фантастов, в бумажных и электронных СМИ появляются глубокие аналитические статьи, на научных конференциях и конвентах звучат любопытные доклады, выходят даже книги – биографии писателей, монографии, сборники статей… Но фантастиковедение как единое, многоуровневое, внутренне целостное явление в России пока как-то не сложилось. Не хватает системности, последовательности, некоего внутреннего стержня.
О том, что должно произойти, чтобы эта печальная ситуация изменилась, мы постараемся разобраться вместе с историком фантастики Алексеем Караваевым, главным редактором сайта «Горький» Константином Мильчиным, литературным критиком Константином Фрумкиным и филологом Артемом Зубовым. Модерирует круглый стол составитель книжной серии «Лезвии бритвы» Василий Владимирский.

Забытые вехи: события из истории нашей фантастики, достойные книги

Алексей Караваев

История нашей фантастики – тема непопулярная. О ней написано мало книг, у нас до сих пор нет даже скромной сводки, хоть как-то охватывающей все периоды развития советской и российской фантастики. Стать объектами серьезного изучения повезло лишь некоторым авторам: братьям Стругацким, Ефремову, Беляеву, Булычеву. О процессах же, формировавших и определявших развитие жанра в России, и вовсе не говорят.
Между тем история нашей фантастики полна взлетов и падений, трагических поворотов, утрат и достижений. Времена оттепели сменялись периодами ограничений, расцвет – Великим Вымиранием. Отдельной отдушиной были советские журналы, создававшие свои неповторимые фантастические реальности. А уникальная, всеми ныне забытая фантастика двадцатых годов прошлого века, бесшабашная и нескованная? Первый жанровый журнал в России начал выходить в 1910 году, а «Всемирный следопыт» – за год до первого НФ-журнала знаменитого Хьюго Гернсбека.
Вместе с Алексей Караваев мы поговорим об истории развития нашей фантастики. О ее победах и поражениях, ключевых развилках и сражениях, о людях и событиях, достойных хорошей книги. И о том, появится ли когда-нибудь такая книга.

Мэри Шелли и ее «Современный Прометей»

Любовь Паршина {Leo}

Уже два века минуло с момента выхода романа Мэри Уолстонкрафт Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Публикация породила ряд скандалов и споров, которые продолжаются и по сей день. Встречаются крайние мнения: от того, что роман фактически написан Перси Шелли, и до того, что Мэри была сильной, независимой женщиной, бесконечно угнетаемой патриархальным бытом.
К середине XX века благодаря голливудским творцам роман стал ассоциироваться исключительно с жанром грошового ужаса, а к концу столетия снова проснулся интерес к оригинальному сюжету и к его автору. Во многом этому способствовало то, что эхом сюжетов Мэри Шелли отозвались как некоторые достижения медицинской науки, так и сюжеты уже современных нам писателей-фантастов.
Попробуем же разобраться и понять, насколько знаменитый роман Мэри Шелли повлиял на всю фантастику в целом. Ну и без ужасов и феминизма тоже не обойдемся! Доклад читает постоянная участница Ассамблеи, писательница, автор произведений в жанрах мистика и хоррор Любовь Паршина {Leo}.

Конкурсы детской литературы. Руководство по эксплуатации

Дмитрий Казаков

Тому, кто пишет для детей и подростков, проще всего пристроить рукопись через конкурс. Конкурсов много, они разные: одни проводятся регулярно, другие от случая к случаю, одни устраивают издатели, другие – книжные магазины или общественные организации; призом в одном случае может быть приличная сумма денег, в другом – публикация. Иногда победителя выбирают читатели, иногда редакторы, иногда – группа экспертов.
Но мало знать о конкурсе, надо еще уметь с ним обращаться! Хотите научиться? Своим опытом поделится писатель, переводчик, литературный тренер Дмитрий Казаков.

Мораль будущего

Константин Фрумкин

И мораль, и человеческие ценности постоянно эволюционируют. Например, мы видим, как общества, в которых люди имеют по отношению друг к другу моральные обязательства, постоянно расширяются, но при этом сила альтруистических чувств уменьшается. Иногда социологам с помощью массовых международных опросов удается зафиксировать, как именно изменяются человеческие ценности. Важнейшим источником информации об этом является Всемирный обзор ценностей – социологический проект, в рамках которого вот уже более 40 лет проводятся регулярные опросы в десятках стран, включая СССР и Россию.
Рассмотрев существующие тренды развития, можно попытаться представить, какие ценности и моральные нормы могут появиться у человечества в обозримом будущем. Доклад читает футуролог и литературный критик Константин Фрумкин.

Эпосы и этносы

Анна Гурова

Основной источник фэнтези как литературного направления — несомненно, мифология, в частности народные эпосы. Мы поговорим о том, откуда черпаем вдохновение и насколько эти источники могут считаться чистыми, да и вообще реальными.
Широко известный факт — в XVIII веке, на заре увлечения романтизмом, в Британии появились эпические и сказочные «Песни Оссиана», которые вызвали огромный интерес и породили моду на целое направление. Любители древностей по всей Европе, и не только, бросились искать корни — и что характерно, успешно нашли желаемое. Но насколько эти корни подлинные? Или они, если можно так выразиться, этакое фэнтези в стихах? Попробуем разобраться, в какой степени эти «обретенные» эпосы можно считать народными, а в какой — авторскими, на примере таких произведений, как «Песни Оссиана», «Калевала», «Песнь о Гайавате» и др.
Кроме того, обсудим откровенно фейковые произведения старины и те критерии, по которым определяют подлинность того или иного древнего произведения. В качестве примера мы возьмем «Слово о полку Игореве» — историю известную и многократно разобранную, но очень показательную. Рассказывает Анна Гурова — писатель, переводчик, лауреат литературных премий, член СП России.

Вампиры и дивный новый мир: между страхом и желанием

Фотина Морозова

Из таинственных созданий тьмы и зла, живущих за пределами социума, вампиры превратились в персонажей сериалов — со своими бытовыми отношениями, неприязнями, любовными связями, – но не перестали вызывать страх и тревогу. Зигмунд Фрейд считал, что в кошмарных снах мы видим исполнение своих тайных желаний, в которых опасаемся признаться самим себе… Возможно, образ вампира – наш кошмар и одновременно мечта, сбывающаяся на глазах, но не всегда так, как хотелось бы? С какими реалиями мы должны смириться, если хотим войти в будущее, и чем за это заплатим? Превратившись в долгоживущих созданий с особыми свойствами, сможем ли мы считать себя людьми?
Фотина Морозова, писательница и гештальт-терапевт, постоянный член жюри международного сетевого конкурса вампирской прозы «Трансильвания», расскажет, как создатели книг и фильмов о вампирах готовят нас к жизни в прекрасном (или ужасном?) мире будущего, попутно затронув темы:
• гендера;
• мультикультурализма;
• прав разумных существ;
• особых способов размножения;
• новых норм здоровья и новых болезней;
• увеличения продолжительности жизни.

Дискуссия «Бага или фича. Где кончается авторская невнимательность и начинается игра с читателем»

Мария Семёнова, Константин Мильчин и Шамиль Идиатуллин, модератор Дарья Зарубина

Самые громкие фантастические книги последних лет – например, «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина или «Финист – ясный сокол» Андрея Рубанова – вызывают у широкой публики не только восторг, но и недоумение. Слишком много на их страницах того, что кажется читателям логическими или фактическими ошибками. Может ли беспалый мальчик играть в «камень-ножницы-бумагу»? Вызревает ли земляника одновременно с клюквой? И если нет – как редактор, да и сам автор, могли пропустить этот вопиющий ляп? А может быть, допустим невероятное, ошибся не писатель, а его герой? Или просто исказил факты по каким-то своим мотивам, как и положено «ненадежному рассказчику»? Или это часть какой-то иной литературной игры, которая прошла мимо не слишком внимательного читателя? Где бага, а где фича? Вопрос не праздный. Ответ будем искать вместе с критиком Константином Мильчиным, главным редактором сайта «Горький», и писателем, журналистом, лауреатом «Большой книги» Шамилем Идиатуллиным. Спикеры поделятся собственным опытом отделения «баг» от «фич», и попробуют разобраться, можно ли назвать эти инструменты универсальными. Модерирует дискуссию писатель Дарья Зарубина.

Структура хоррор-романа: погнутый рыцарский доспех или удобное лего?

Мария Гинзбург

Споры между теми, кто пишет «по наитию», и теми, кто работает по строгой выверенной схеме, не утихают многие десятилетия. Однако принадлежность к некоторым жанрам изначально обрекает произведение на определенную структуру повествования. В детективе, хочешь не хочешь, придется пройти все ступени расследования, профессионального или нет; женский роман не состоится без знакомства с привлекательным красавцем; а что же хоррор?
Вопросы, которые мы обсудим:
• тяжелое наследство — структура произведения эпохи романтизма;
• близкое родство — хоррор и детектив, близнецы-братья?
• захватывающее настоящее — эксперименты с формой и структурой, которые позволяют себе авторы хоррора.
Доклад читает писатель и переводчик Мария Гинзбург.

Круглый стол «Свежая кровь. Как обеспечить приток новых людей в фэндом»

Участвуют Ася Михеева, Юрий Некрасов, Василий Владимирский, модератор Тимур Максютов

Любая субкультура, любое сообщество живет до тех пор, пока появляются новые участники, разделяющие его ценности, пока идет приток «свежей крови». Для традиционного фэндома главным центром притяжения всегда были конвенты, где читатели и писатели, издатели и книготорговцы могли встретиться в неформальной обстановке и поговорить о фантастике. Сейчас именно относительная малолюдность конвентов сильнее всего печалит представителей российского фэндома. На девятом году существования Петербургской фантастической ассамблеи мы дозрели до того, чтобы обсудить эту больную тему и поговорить о том, как привлечь «свежую кровь», какие приемы для этого можно использовать и нужны ли на самом деле на конвентах новые лица. В круглом столе участвуют Ася Михеева, писатель, специалист по социальной психологии и ролевик, Юрий Некрасов, писатель, разработчик прикладных и художественных игр, ролевик, и Василий Владимирский, литературный критик, редактор и журналист. Модерирует петербургский писатель Тимур Максютов.

Всплеск Утопии: тайная история западной фантастики

Николай Караев

Внутри каждой явной истории, если хорошенько присмотреться, имеется история тайная. За сухими статьями энциклопедий и шаблонными формулировками биографий таятся люди, скрытые от нас завесой толкований, интерпретаций и – не в последнюю очередь – собственного мифотворчества. Во всяком течении событий рискует обнаружиться паттерн, а то и целый нарратив. Не факт, что этот паттерн и этот нарратив верны. Но и считать, что История есть всего лишь сумма всех частных историй, – значит закрывать глаза на мозаику причин и следствий. Все это в полной мере касается и истории западной фантастики, в том числе ее кульминации в 1940–1970-х годах, от предтеч Золотого века до революционеров Новой волны. Николай Караев предлагает свой взгляд на эту тайную историю, в которой перемешиваются политика и фантастика, экономика и религия; в которой патриарх НФ Роберт Хайнлайн связан странными узами с убийцей Чарли Мэнсоном; в которой Клиффорд Саймак и Фрэнк Герберт выступают в роли проповедников, а Филип К. Дик борется с Антихристом. Может ли История быть больше суммы своих частей? Может ли История фантастики быть более фантастичной, чем сама фантастика?

Дрейф фантастики в мейнстрим: причины и прогноз

Константин Мильчин

Парадоксально, но факт: самые громкие, самые обсуждаемые в России фантастические романы последнего десятилетия написаны не фантастами. Отчетливый фантастический элемент содержат «Лавр» Евгения Водолазкина, романы Гузель Яхиной, Владимира Шарова и Марины Степновой, Дмитрия Быкова и Алексея Иванова, Марии Галиной и Михаила Елизарова – и так далее, вплоть до Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, которого американец Дэвид Брин считает главным российским фантастом. Фантастические произведения два года подряд получают премию «Национальный бестселлер». Динамика, что называется, налицо – фантастика, не маркированная как фантастика, давно стала частью отечественного мейнстрима и уверенно теснит унылую реалистическую прозу. О причинах этого дрейфа и о том, к чему может привести этот процесс, мы попросили рассказать литературного критика и журналиста Константина Мильчина, главного редактора сайта «Горький». Хотите узнать, как писать фантастику, чтобы к вам не относились в лучшем случае с высокомерной снисходительностью? Заходите, выясним!

Олди: авторские чтения!


Дмитрий Громов и Олег Ладыженский читают фрагменты нового романа Г. Л. Олди «Нюансеры». Для участников Ассамблеи – «Нюансеры» в авторском исполнении. Не пропустите!

Большая драка в литературном гетто, или Фандомная битва

Ина Голдин

Вот уже восемь лет на просторах «асоциальной сети» diary.ru проводится мероприятие, которому нет аналогов в других странах, – Фандомная битва. Посвящена она самому презираемому в приличном обществе виду творчества – фанфикшен. В разные года в битве участвовали до трехсот с лишним команд, представляющих каждая свой фандом – от «Властелина Колец» и «Гарри Поттера» до «Щита и Меча» и «Винни-Пуха». На «дайри-площадке» Фандомная битва давно стала культовым событием, которое неведомым образом объединяет интровертов в команды и учит творческих людей дисциплине. Каждый год на ФБ рождаются сотни текстов – от кинкового порно до серьезных произведений, ничем не уступающих издаваемым книгам. Как и любое мероприятие, относящееся к фанфикшен, Битва вызывает неоднозначную реакцию, но нередко и сами авторы, породившие фандом, приходят поиграть на ФБ.
Если вам интересно, как авторы текстов умудряются играть командой, какая разница между зимней и летней битвой, что такое нежный бетинг, как справляться с монстромакси в дедлайн, можно ли ходить на бартер трезвым и кто ждет Годо, – этот доклад писателя и переводчика Ины Голдин для вас. Вы также познакомитесь с азами фандомной терминологии и узнаете, что такое «мелконех», «рыбодебил», «недодали» и «сквикнуть».
Специальное предупреждение для трепетной мужской аудитории: заметная часть фандомных произведений представляет собой слэш, то есть секс между двумя героями мужского пола. Включая Штирлица с Мюллером и Винни-Пуха с Пятачком. Особо чувствительным просьба воздержаться!
Рейтинг доклада: НЦ-столько-не-живут.

«Пионеры пишут Горькому», или Чем графомания отличается от критики. Публичное интервью с Константином Мильчиным

Константин Мильчин, Евгения Руссиян

Раньше Константин Мильчин любил пошутить, что на всю Россию книжных критиков – штук восемь, причем пять из них – в Москве. С тех пор, по его словам, все изменилось: идешь по улице, плюешь в урну – попал в критика. Действительно, сейчас каждый может завести себе Телеграм, блог или канал на Ютубе и регулярно вещать там о книжных новинках. В чем же разница между критиком, блогером и, скажем, книжным обозревателем? О проторенных дорожках в культурную журналистику, работе интернет-СМИ, последних литературных тенденциях и любимых книгах мы поговорим с Константином Мильчиным – литературным критиком, главным редактором портала «Горький.Медиа» и постоянным членом жюри разнообразных премий.
Открытое интервью проводит Евгения Руссиян.

Современность как реализация идей НФ-романов 1990-х

Виктор Сеничкин

Вы не задумывались, в каком романе мы живем прямо сейчас? Наш город, страна, планета? И главное, чей это роман? Неважно, плохой или хороший, – но кто автор? Почему последние десять лет воплощаются, иногда дословно, целые отрывки из фантастических романов, причем написанных в бывшем СССР до рубежа столетий? Почему отечественные авторы перестали чувствовать нерв сегодняшнего дня? Почему сейчас для нас больше актуальна западная фантастика? Вам не приходило в голову, когда вы проживали день за днем, что все это вы уже где-то читали? Вам не казалось, что сейчас вокруг нас и есть настоящая фантастика, описанное будущее? Только оно не такое, как хотелось бы, оно чужое и не очень уютное.
Эти и другие вопросы мы обсудим с Виктором Сеничкиным – исполнительным директором Ленинградского областного отделения Русского географического общества.

Фантастика в „премиальном сюжете“ и вокруг него

Константин Мильчин

Как и во всем мире, литературные премии в России живут своей не вполне понятной для стороннего наблюдателя жизнью: рождаются и умирают, приобретают известность и переживают упадок. Меняются приоритеты, меняются задачи, меняется состав жюри и принципы вручения. В последние годы самые резонансные награды нередко достаются произведениям с отчетливым фантастическим элементом: то «Лавру» Евгения Водолазкина, то «Петровым в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова, то «Финисту – ясну соколу» Андрея Рубанова. Еще чаще такие книги выходят в финал и становятся объектом повышенного внимания прессы. Совпадение? Не думаем!
Инсайдерской информацией о том, как на самом деле устроены российские литературные премии, почему они все сильнее тяготеют к фантастическим сюжетам, где писателю-фантасту может повезти, а куда ему нет смысла заглядывать даже одним глазком, с участниками Фантассамблеи-2019 поделится наш почетный гость, литературный критик и главный редактор сайта «Горький» Константин Мильчин. Только тс-с-с, больше никому!