Эта крупная секция перекочевала в нынешний год из прошлого: уж очень она нам понравилась, да и участникам (как мы имели возможность наблюдать) оказалась небесполезной. Речь идёт о секции литературного мастерства, куда, помимо рассказного мастер-класса и семинара по фантастической повести, войдут мероприятия категории «ноу-хау» (когда известный автор рассказывает с практической точки зрения о каком-либо элементе творчества, который, по общему мнению, удаётся ему лучше всего), различные практикумы и лекции, посвященные творческому росту.

 

Практикум по редактуре (Н. Витько, А. Петров)

Многие авторы боятся редакторов. Зачастую это происходит просто от незнания, в чем именно заключаются их обязанности. Автор опасается, что редактор, занимаясь абстрактным «улучшением текста», испортит его. А на самом деле редактор – это технический работник, который выполняет три простые вещи. Зная о них и делая их самостоятельно, автор мог бы сам довести свой текст до совершенства. Этому мы и попытаемся научить всех желающих на нашем практикуме; он будет состоять из теоретической части, самостоятельной работы и совместного разбора найденных ошибок.

Аналогичное мероприятие проходило на предыдущей Ассамблее и, как нам показалось, весьма понравилось участникам. В этот раз теория будет изучаться более глубоко, а на разбор мы предложим новый, тоже довольно забавный текст.

Доклад-обзор
«Литературные мастер-классы и семинары,
на которых стоит побывать» (Н. Караванова)

Ни для кого не секрет, что в течение года на разных конвентах или независимо от них известные писатели проводят семинары и мастер-классы, куда приходят молодые авторы, чтобы получить квалифицированный отзыв о своем произведении, приобрести опыт литературной работы и творческого общения. Мероприятия эти могут отличаться довольно сильно — длительностью, системностью и даже задачами. Какие-то «заточены» под конкретный проект, какие-то – под определенный жанр литературы. Одни представляют собой своего рода конкурс по отбору рассказов в антологию, другие имеют целью лишь повышение общего художественного и технического уровня молодых авторов. Во всем этом многообразии нетрудно потеряться, особенно если вы впервые решили где-то поучаствовать и хотите понять, куда ехать и кому отправлять рукопись. Давайте попробуем вместе разобраться, как это работает и как им пользоваться.

Лекция «Как сделать вампирский рассказ клыкастым»
(Ф. Морозова)

Тень плаща Дракулы простёрлась над значительной частью отечественной фантастики. Подражания «Сумеркам», «Салимову уделу» и другим знаменитым романам – дежурное блюдо для любителей вампирской прозы. А что насчёт вампирского рассказа? Как сделать его таким, чтобы он по-настоящему укусил читателя?

Тезисы:

  • основные сюжеты вампирских рассказов;
  • причуды композиции;
  • кровосос как альтер-эго;
  • любовный рассказ: опасные связи;
  • вампирский исторический рассказ: битва достоверности с воображением;
  • «из-за рта торчали ужасные клыки», или сам себе редактор;
  • «штамп? — нет, дань традиции!», или чуть-чуть об уместной банальности.

Примеры щедро предоставлены произведениями участников ежегодного международного конкурса «Трансильвания».

Обзор базовой литературы по литмастерству (М. Ахманов)

В лекции рассматриваются пособия по литературному мастерству, предназначенные для начинающих писателей и опубликованные в период 1999–2014 годов. Список этих книг приведен ниже. Следует отметить, что среди авторов фигурируют как известные прозаики (Варгас Льоса, Умберто Эко и т.д.), так и американские писатели и литагенты, малоизвестные отечественной аудитории. Особое внимание уделяется книгам российских авторов, так как они наиболее информативны и полезны для людей, пишущих на русском языке.

Список книг:

  • М. Варгас Льоса «Письма молодому романисту»;
  • Умберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах», «Заметки на полях «Имени розы» и другие книги этой серии;
  • Стивен Кинг «Как писать книги»;
  • М. Веллер «Слово и профессия»;
  • Р. Уэбстер «Как написать бестселлер»;
  • Юрген Вольф «Школа литературного мастерства»;
  • А. Цукерман «Как написать бестселлер»;
  • Дж. Фрэй «Как написать гениальный роман», «Как написать гениальный роман — 2», «Как написать гениальный детектив»;
  • Айн Рэнд «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей»;
  • Н. Басов «Творческое саморазвитие, или Как написать роман»;
  • Э. Барякина «Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу»;
  • Ю. Никитин «Как стать писателем»;
  • А. Митта «Кино между раем и адом»;
  • Р. Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»;
  • М. Ахманов «Литературный талант. Как написать бестселлер».
  • Лекция «Фантастическая повесть — что это?»
    (А. Кубатиев)

    Повесть — это очень большой рассказ? Или очень маленький роман? Или вообще что-то шестнадцатое? Понять разницу может лишь тот, кто попытался ее написать и у кого вполне предсказуемым образом она не получилась. Или получилась, но не повесть. Какие секреты, какие минные поля, радостные и кислые плоды скрывает в себе этот загадочный жанр? Да и есть ли они? Может, всё придумано литературоведами? Может. А может быть, и нет. Об этом на Ассамблее расскажет Алан Кубатиев — литературовед и писатель, ведущий уже третий год подряд семинар по фантастической повести.

    Ноу-хау: работа с источниками (Д. Трускиновская)

    Изучение источников – одна из главных составляющих работы автора, подвизающегося в историческом или историко-фантастическом жанре. Однако, судя по текстам, далеко не для всех очевидно, как именно работать с этими самыми документами. Да и вообще, зачем копаться в пыльных бумагах, когда уже написаны романы Александра Дюма, Мориса Дрюона, Виктора Гюго, Алексея Константиновича Толстого и всю необходимую информацию можно почерпнуть на их страницах?.. С теми, кто не собирается повторять эту хрестоматийную ошибку, почетный гость Петербургской фантастической ассамблеи Далия Трускиновская поделится своим уникальным опытом работы с источниками.

    В программе выступления:

    • «А напишу-ка я роман про мушкетеров!»;
    • метод Дюма;
    • проблема местного колорита;
    • мозговой штурм на тему «Ришелье и Ктулху»;
    • соавтор Дюма — Лелуар;
    • что должно быть в сундуке у исторического романиста;
    • работа с аутентичными текстами;
    • работа с иконографическими материалами;
    • работа с фольклорными материалами;
    • «1001 призрак»;
    • альтернативная история и точки бифуркации.

    Доклад «Повторяющиеся сюжетные ходы
    как литературный приём»

    Зачастую в книгах, кинематографе и телевизионных сериалах (особенно в последних) сплошь и рядом используются одни и те же элементы сюжета, иногда с минимальными вариациями. Для кого-то это очевидный признак дурного вкуса и сугубо коммерческого подхода. Для кого-то — набор проверенных временем инструментов. Вы хотите узнать, как распознавать повторяющиеся сюжетные ходы в чужих произведениях и использовать в собственных, да так, чтобы никто не обвинил вас в шаблонности? Хотите научиться удерживать внимание читателя и вызывать у него нужные эмоции? Вам интересно, как создать необычный и достоверный персонаж? Вы непрочь узнать об использовании в литературном произведении приёмов НЛП? Тогда приходите на доклад «Повторяющиеся сюжетные ходы как литературный приём» на Петербургской фантастической ассамблее — 2014.

     

    Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.