Эта крупная секция перекочевала в нынешний год из прошлого: уж очень она нам понравилась, да и участникам (как мы имели возможность наблюдать) оказалась небесполезной. Речь идёт о секции литературного мастерства, куда, помимо рассказного мастер-класса и семинара по фантастической повести, войдут мероприятия категории «ноу-хау» (когда известный автор рассказывает с практической точки зрения о каком-либо элементе творчества, который, по общему мнению, удаётся ему лучше всего), различные практикумы и лекции, посвященные творческому росту.
- Практикум по редактуре (Н. Витько, А. Петров)
- Доклад-обзор «Литературные мастер-классы и семинары, на которых стоит побывать»
(Н. Караванова) - Лекция «Как сделать вампирский рассказ клыкастым» (Ф. Морозова)
- Обзор базовой литературы по литмастерству (М. Ахманов)
- Лекция «Фантастическая повесть — что это?» (А. Кубатиев)
- Ноу-хау: работа с источниками (Д. Трускиновская)
- Доклад «Повторяющиеся сюжетные ходы как литературный приём»
Практикум по редактуре (Н. Витько, А. Петров)
Многие авторы боятся редакторов. Зачастую это происходит просто от незнания, в чем именно заключаются их обязанности. Автор опасается, что редактор, занимаясь абстрактным «улучшением текста», испортит его. А на самом деле редактор – это технический работник, который выполняет три простые вещи. Зная о них и делая их самостоятельно, автор мог бы сам довести свой текст до совершенства. Этому мы и попытаемся научить всех желающих на нашем практикуме; он будет состоять из теоретической части, самостоятельной работы и совместного разбора найденных ошибок.
Аналогичное мероприятие проходило на предыдущей Ассамблее и, как нам показалось, весьма понравилось участникам. В этот раз теория будет изучаться более глубоко, а на разбор мы предложим новый, тоже довольно забавный текст.
Доклад-обзор
«Литературные мастер-классы и семинары,
на которых стоит побывать» (Н. Караванова)
Ни для кого не секрет, что в течение года на разных конвентах или независимо от них известные писатели проводят семинары и мастер-классы, куда приходят молодые авторы, чтобы получить квалифицированный отзыв о своем произведении, приобрести опыт литературной работы и творческого общения. Мероприятия эти могут отличаться довольно сильно — длительностью, системностью и даже задачами. Какие-то «заточены» под конкретный проект, какие-то – под определенный жанр литературы. Одни представляют собой своего рода конкурс по отбору рассказов в антологию, другие имеют целью лишь повышение общего художественного и технического уровня молодых авторов. Во всем этом многообразии нетрудно потеряться, особенно если вы впервые решили где-то поучаствовать и хотите понять, куда ехать и кому отправлять рукопись. Давайте попробуем вместе разобраться, как это работает и как им пользоваться.
Лекция «Как сделать вампирский рассказ клыкастым»
(Ф. Морозова)
Тень плаща Дракулы простёрлась над значительной частью отечественной фантастики. Подражания «Сумеркам», «Салимову уделу» и другим знаменитым романам – дежурное блюдо для любителей вампирской прозы. А что насчёт вампирского рассказа? Как сделать его таким, чтобы он по-настоящему укусил читателя?
Тезисы:
- основные сюжеты вампирских рассказов;
- причуды композиции;
- кровосос как альтер-эго;
- любовный рассказ: опасные связи;
- вампирский исторический рассказ: битва достоверности с воображением;
- «из-за рта торчали ужасные клыки», или сам себе редактор;
- «штамп? — нет, дань традиции!», или чуть-чуть об уместной банальности.
Примеры щедро предоставлены произведениями участников ежегодного международного конкурса «Трансильвания».
Обзор базовой литературы по литмастерству (М. Ахманов)
В лекции рассматриваются пособия по литературному мастерству, предназначенные для начинающих писателей и опубликованные в период 1999–2014 годов. Список этих книг приведен ниже. Следует отметить, что среди авторов фигурируют как известные прозаики (Варгас Льоса, Умберто Эко и т.д.), так и американские писатели и литагенты, малоизвестные отечественной аудитории. Особое внимание уделяется книгам российских авторов, так как они наиболее информативны и полезны для людей, пишущих на русском языке.
Список книг:
Лекция «Фантастическая повесть — что это?»
(А. Кубатиев)
Повесть — это очень большой рассказ? Или очень маленький роман? Или вообще что-то шестнадцатое? Понять разницу может лишь тот, кто попытался ее написать и у кого вполне предсказуемым образом она не получилась. Или получилась, но не повесть. Какие секреты, какие минные поля, радостные и кислые плоды скрывает в себе этот загадочный жанр? Да и есть ли они? Может, всё придумано литературоведами? Может. А может быть, и нет. Об этом на Ассамблее расскажет Алан Кубатиев — литературовед и писатель, ведущий уже третий год подряд семинар по фантастической повести.
Ноу-хау: работа с источниками (Д. Трускиновская)
Изучение источников – одна из главных составляющих работы автора, подвизающегося в историческом или историко-фантастическом жанре. Однако, судя по текстам, далеко не для всех очевидно, как именно работать с этими самыми документами. Да и вообще, зачем копаться в пыльных бумагах, когда уже написаны романы Александра Дюма, Мориса Дрюона, Виктора Гюго, Алексея Константиновича Толстого и всю необходимую информацию можно почерпнуть на их страницах?.. С теми, кто не собирается повторять эту хрестоматийную ошибку, почетный гость Петербургской фантастической ассамблеи Далия Трускиновская поделится своим уникальным опытом работы с источниками.
В программе выступления:
- «А напишу-ка я роман про мушкетеров!»;
- метод Дюма;
- проблема местного колорита;
- мозговой штурм на тему «Ришелье и Ктулху»;
- соавтор Дюма — Лелуар;
- что должно быть в сундуке у исторического романиста;
- работа с аутентичными текстами;
- работа с иконографическими материалами;
- работа с фольклорными материалами;
- «1001 призрак»;
- альтернативная история и точки бифуркации.
Доклад «Повторяющиеся сюжетные ходы
как литературный приём»
Зачастую в книгах, кинематографе и телевизионных сериалах (особенно в последних) сплошь и рядом используются одни и те же элементы сюжета, иногда с минимальными вариациями. Для кого-то это очевидный признак дурного вкуса и сугубо коммерческого подхода. Для кого-то — набор проверенных временем инструментов. Вы хотите узнать, как распознавать повторяющиеся сюжетные ходы в чужих произведениях и использовать в собственных, да так, чтобы никто не обвинил вас в шаблонности? Хотите научиться удерживать внимание читателя и вызывать у него нужные эмоции? Вам интересно, как создать необычный и достоверный персонаж? Вы непрочь узнать об использовании в литературном произведении приёмов НЛП? Тогда приходите на доклад «Повторяющиеся сюжетные ходы как литературный приём» на Петербургской фантастической ассамблее — 2014.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.