Секция литературного мастерства (2015)

Практикум «Убить эльфа, похитить цифровые сокровища,
или Напишите мне фантдетектив» (В. Аренев)

На литературных курсах и семинарах много и часто говорят о конфликте, перипетиях, об эволюции персонажа. А как всё это работает применительно к фантдетективу? О чем нужно помнить, чтобы придумать хорошую детективную историю в фантастическом антураже — и чтобы при этом антураж работал, а не был просто фишечками и рюшечками? Дает ли соединение фантастики и детектива некие новые возможности? Или ограничивает автора? Об этом всем — на практикуме Владимира Аренева, одного из составителей антологии «Фантастический детектив-2014».

Доклад «Крючки», или Учимся писать интересно» (Л. Жаков)

Вас бросил читатель? Виноваты вы, а не он! Как привлечь его внимание читателя и удержать до конца книги? Что такое «крючок», какие они вообще бывают? Скоро вы узнаете это.

Писатель не может позволить себе быть скучным. Слишком велика конкуренция в сфере развлечений, и враги автора — не только другие авторы (которых миллион), но также телевизор, Интернет, соцсети, игры. Захватить читателя надо сразу же, с первых строк. И не потерять после первой главы. Как это сделать, вам расскажет писатель Лев Жаков.

Доклад «Поэтика эпиграфа» (А. Кубатиев)

Чего только не суют несознательные авторы в эпиграф! Обычно это банальное желание продемонстрировать собственную эрудицию. Иногда встречаются яркие, интересные, но очевидно притянутые за уши цитаты. Бывает, что эпиграф работает во вред творческому замыслу, раскрывая какую-то значимую информацию. А порою и вовсе смотришь недоуменно: что это и зачем оно здесь? О тонкостях использования эпиграфа как творческого инструмента расскажет участникам Ассамблеи литературовед А. Кубатиев.

Эпиграф – это:

а) лучший способ узнать об авторе, которого вы никогда не читали;

б) ошибиться / догадаться, что использователь эпиграфа имел в виду;

в) приспособить к своим целям мысль автора, эпиграф из которого вы использовали;

г) придать своему тексту то значение, которого в нем нет;

д) сделать собственный текст ярче, изысканнее, значительнее.

Но для этого нужно…

Ноу-хау: развлекая – обучай (М. Семёнова)

Одним из основных назначений фантастической литературы изначально была популяризация науки. Подобный подход (если не ограничиваться наукой, а смотреть шире) ничуть не устарел и сегодня. Книга, которая позволяет почерпнуть какие-либо знания, познакомиться с прежде неизвестными сторонами жизни, заинтересоваться чем-то новым, вряд ли будет воспринята читателем как просто развлекательное чтиво, «пролистал и забыл». И тем не менее современные писатели-фантасты ан-масс пренебрегают этой возможностью, предпочитая гонять эльфов и сталкеров из точки А в точку Б через буераки. Можно было бы поговорить о том, почему это происходит и доколе терпеть, однако можно поставить и более конструктивный вопрос: «Как?» Как вложить в художественный текст некие объёмные знания, да так, чтобы он не потерял своей живости и интересности и не превратился в занудный конспект лекции? Таким опытом с участниками Ассамблеи поделится писатель, известный своим обыкновением собственноручно осваивать весьма непростые навыки, а затем правдоподобно и в увлекательной форме делиться собственными открытиями с читателем, — автор романов «Волкодав» и «Валькирия» Мария Семёнова.

Практикум по редактуре (Н. Витько, А. Петров)

Практикум по редактуре проводится на Петербургской фантастической ассамблее уже третий год подряд, и мы надеемся, что нынче он соберёт не меньше участников, чем прежде. Немного есть мест, где авторов учат работать с текстом так, как это делает литературный редактор. Несмотря на то что в целом формат мероприятия из года в год остаётся неизменным, на этот раз мы решили в теоретической его части — чтобы не повторять слово в слово то, о чём уже говорили, — акцентировать другие аспекты редактуры, в частности, мы расскажем об умении видеть структуру предложений и об использовании программных средств, облегчающих работу с текстом.

Практикум состоит из двух частей. Первая, которая будет проходить в пятницу, — теоретическая; вторая, в воскресенье, — практический разбор специально подготовленного текста, содержащего различные виды стилистических, фактологических и смысловых ошибок. Приходите, мы покажем вам, что редактура — это просто, понятно, а местами даже и весело!