Данная секция называется «Фантастика и большая литература» — мы поговорим о том, насколько такое разделение истинно или условно, каковы его критерии и где проходит граница, наконец, существует ли проблема «фантастического гетто», и если да, то как из этого гетто можно вырваться.

 

Дискуссия «Надумана ли проблема
фантастического гетто?»

Отечественные фэны позаимствовали мем «фантастическое гетто» у американских товарищей по оружию. Но прижился он в России как родной – настолько, что кое-кто уже приписывает его изобретение Андрею Валентинову. И, в общем, неудивительно. С одной стороны, у фантастов свои собственные премии, свои журналы, свои критики, своя иерархия авторитетов, в которой Сергей Васильевич Лукьяненко – фигура более значимая, чем Антон Павлович Чехов. Да и читают фантасты преимущественно друг друга – если читают вообще. С другой стороны, недалекие филологические дамочки брезгливо морщат носы: «Евгений Лукин? Нил Стивенсон? Фантасты? Я такой стафф не читаю!» Так почему же книги с сюжетообразующим фантдопущением, выходящие в редакции Елены Шубиной, регулярно номинируются на ведущие литературные премии страны, рецензируются в «толстых» литературных журналах, а не менее талантливые и яркие произведения, публикующиеся под ярлыком «фантастика», не заслуживают серьезного разговора? В чем тут дело: в снобизме «боллитры» или в тщательно взлелеянном дурновкуссии фэндома? Об этом в рамках Петербургской фантастической ассамблеи поспорят писатели Вячеслав Рыбаков, Дмитрий Вересов, критики Сергей Шикарев, Василий Владимирский и другие эксперты.

Круглый стол по утопиям

Современная отечественная фантастика знает только один тип утопий: реваншистские. Как мы всем наваляли, всех нагнули и выбились в Цари Горы. Это, конечно, тешит самолюбие закомплексованного обывателя, но разборчивому читателю хочется чего-то большего. Существуют ли другие сценарии, другие пути к построению иного, более справедливого общества – или все великие идеи окончательно и бесповоротно дискредитировали себя еще в двадцатом веке? Иными словами, есть ли в наше сложное время – а когда оно было легким! – предпосылки к возникновению на «одной шестой части суши» новой школы литературной утопии? Найти ответ на эти вопросы в ходе круглого стола попытаются писатели Андрей Балабуха, Вячеслав Рыбаков, Антон Первушин и другие эксперты по утопическому жанру.

Дискуссия «Рыночный взгляд
на большую литературу»

Несколько лет назад Леонид Шкурович, топ-менеджер крупного российского издательства, заметил в интервью: мы готовы заплатить за книгу, гарантированно продающуюся тиражом 10 000 экземпляров, 300 000 рублей. Это достойная оплата за проделанную работу, издатель может без труда себе позволить такой гонорар. Получается, достойная оплата за трехтысячный тираж – 90 000 рублей. Речь, разумеется, шла не о фантастике, но среди авторов «жанровой» прозы это интервью вызвало небольшой переполох: им-то таких гонораров не видать как своих ушей без зеркала. На нынешней Ассамблее мы при помощи экспертов попробуем разобраться: неужели между фантастикой и «большой» литературой действительно лежит коммерческая пропасть? Каковы принципы ценообразования в «современной прозе»? Велик ли спрос на такие книги? Подогревают ли интерес читателей авторитетные литературные премии? И вообще: не устарел ли ярлык «массовая литература» в применении к литературе «жанровой»? Участвуют Александр Гузман, Мария Акимова и другие.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.