Несмотря на то, что программа Петербургской фантастической ассамблеи организована по секциям, различным в разные годы, есть нечто общее, что объединяет все Ассамблеи: это мероприятия, посвящённые фантастике вообще, а также литературоведению, критике и книгоизданию. Сюда же можно отнести творческие встречи и мастер-классы (но для них у нас на сайте заведены отдельные странички).
- Награждение премией «Серебряная стрела»
- Беседа о фантастике в сверхкрупной форме
(В. Панов, В. Камша, М. Семёнова, Д. Вересов, ведущий А. Кубатиев) - «Кто там за дверью издательства?..», часть 2 (ведущий В. Владимирский)
- Доклад «Google в помощь» (Т. Скоренко)
- Доклад-показ «Аппарат, летающий низко…» (А. Малышкин)
- Круглый стол «Отечественный фэндом и клубы любителей фантастики: их история и значение в жизни страны»
- Презентация журнала «Мир фантастики» (Л. Лобарев)
- Круглый стол «Собери меня! Тематические антологии как они есть»
- Доклад-показ «Чёрное фэнтези российского кино» (Ю. Нерсесов)
- Авторское чтение Кори Доктороу
- Дискуссия «Авторское право: Россия, Америка, Европа – далее везде»
Награждение премией «Серебряная стрела»
На Петербургской фантастической ассамблее состоится награждение лауреатов премии фестиваля фантастики «Серебряная стрела» (Сильверкон).
В этом году фестиваль фантастики «Серебряная стрела» проходить не будет, но это не значит, что вы не сможете выбрать лучшие произведения! На сайте Сильверкона открылось читательское голосование.
У любого посетителя сайта, вне зависимости от того, будет он на конвенте или нет, есть возможность предложить своих кандидатов в каждой номинации. Для этого просто впишите в соответствующие поля автора, название произведения и дополнительную информацию (если это необходимо). По итогам читательского интернет-голосования будет составлен шорт-лист, из которого участники Петербургской фантастической ассамблеи выберут победителей.
Общие требования к номинантам: книги должны относиться к жанру фантастической литературы любого направления и стиля в крупной форме и быть опубликованными на русском языке в период с июня 2011-го по май 2012 года. Торопитесь проголосовать за любимых героев, самый интересный фантастический мир и лучший дебют минувшего года, времени осталось совсем немного!
Беседа о фантастике в сверхкрупной форме
За что читатели так любят циклы, сериалы и эпические романы с продолжением? Уже и автор устал от придуманной вселенной, и половина главных героев пала смертью храбрых, и сюжетный потенциал истощился, а публика всё требует: «Давай-давай, хотим ещё!» Какие дополнительные возможности такая форма дает писателю? Как создателю цикла миновать подводные камни, не скатиться к самоповтору, избежать штампов? В рамках Петербургской фантастической ассамблеи — 2012 на эти вопросы ответят популярные писатели Вадим Панов, Вера Камша, Мария Семёнова и Дмитрий Вересов. Круглый стол ведёт литературовед и писатель Алан Кубатиев, недавно завершивший биографическую книгу о Джонатане Свифте, авторе знаменитой тетралогии о путешествиях Гулливера.
«Кто там за дверью издательства?..», часть 2
(ведущий В. Владимирский)
Одним из наиболее интересных мероприятий Петербургской фантастической ассамблеи 2011 года был доклад профессиональных редакторов и корректоров Натальи Витько и Нины Цюрупы «Кто там за дверью издательства?..», раскрывающий механику предпечатной подготовки — в том числе фантастической литературы. Своеобразным продолжением этого доклада стал практикум по корректуре и редактуре, состоявшийся на литературном семинаре «Малеевка-Интерпресскон». Мы решили развить эту тему и обратиться к более глобальным проблемам современного книгоиздания. На Петербургской фантастической ассамблее — 2012 вы сможете заглянуть в издательское закулисье, познакомиться с творческой кухней ответственных редакторов, по сути определяющих направление развития нашей фантастики. Представители ведущих российских издательств ответят на животрепещущие вопросы: «Формат — это кандалы или костыли?», «Есть ли шанс у “самотека”?», «Из чего складывается авторский гонорар?», «Не украдет ли издательство мою рукопись?», «С кем надо переспать, чтобы увидеть опубликованной свою нетленку?» и многие другие. Добро пожаловать на Ассамблею!
Доклад «Google в помощь» (Т. Скоренко)
При создании литературного произведения нам часто приходится достоверно описывать город или страну, в которой мы никогда не бывали. Как сделать это так, чтобы комар носа не подточил? Как найти, например, архив с картами всех городов США с 1820 по 1940 год? Как использовать Google Maps для создания достоверной картины незнакомого города? Как сымитировать ощущение, которого вы никогда не испытывали, используя современные технологии и Интернет в частности?
Конечно, Интернет даст ответы и на множество исторических вопросов. Из какого пистолета мог стрелять французский мушкетёр, живший в первой половине XVII века? Мог ли европеец XIV века пить чай? – и так далее.
Кстати, описания и карты реальных городов и местечек можно также использовать при создании собственного города. Когда мы описываем некий населённый пункт, мы должны знать больше, чем сообщаем читателю. Наш герой должен сворачивать, уходя от погони, не в случайный переулок, а в конкретный, имеющий название и протяжённость, ведущий в определенный район поселения. И в этом случае карта реального города вам поможет.
Все примеры – из свежего, только что из типографии авторского сборника рассказов «Вдоль по лезвию слов».
Доклад-показ «Аппарат, летающий низко…»
(А. Малышкин)
Джеймс Грэм Баллард — британский писатель, одна из крупнейших фигур английской литературы второй половины XX века. Первоначально известность ему принесли научно-фантастические рассказы и романы, а позже также психопатологические триллеры. Фантастика Балларда являлась своеобразным продолжением трудов утопистов. В своих произведениях он отталкивался от обратного и большинство его романов критиками жанра рассматриваются как дистопическая постапокалиптическая фантастика. И в этом жанре его больше всего интересовало изменение психологии человека в силу самых экстраординарных обстоятельств.
Однако, за свою длинную жизнь автор пытался «крутить роман» с другим видом исскуства — кино. Балларада нельзя отнести к любимцам режиссеров, но и обделенным вниманием его тоже трудно назвать. Всего около 20 его работ связано с кинематографом (где он выступил в качестве режисера, сценариста и даже пару раз в качестве актёра).
Наиболее известными экранизациями его работ являются фильмы «Автокатастрофа» и «Империя солнца», снятые известными мастерами Дэвидом Кронебергом и Стивеном Спилбергом. Однако ни участие маститых режиссеров, не чуждых фантастическому кино, ни сам факт, что автор писал фантастику, так и не привели к появлению экранизации его фантастических произведений. «Империя солнца» является глубоко автобиографичным фильмом и рассказывает о детстве Баларда в Китае. «Автокатастрофа» демонстрирует одну из форм сексуальной девиации, когда люд получают сексуальное удовольствие от автокатастроф.
И только в начале нынешнего тысячелетия появляются два полнометражных фантастических фильма по произведениям Балларда. Один из них, «Низко летящий самолёт» / «Low-Flying Aircraft» («Aparelho Voador a Baixa Altitude»), мы и хотели бы представить вашему вниманию на нашем кинопоказе.
Круглый стол «Отечественный фэндом
и клубы любителей фантастики:
их история и значение в жизни страны»
Андрей Ермолаев (ведущий круглого стола), Владимир Ларионов, Александр Сидорович, Сергей Бережной, а также зашедшие на огонёк мэтры отечественного фэндома станут рассказывать о том, как оно было когда-то. Тезисы мероприятия:
- возникновение клубов любителей фантастики на Западе и, много позднее, — в СССР.
- советский фэндом в конце эпохи застоя: клубы, «Великое кольцо», первый советский конвент «Аэлита»;
- разгром «Гелиоса» в 1983-м как последняя попытка «задавить» КЛФ-движение;
- начало Перестройки, возникновение ВТО и «Школы Ефремова», отношение к ним со стороны КЛФ; первые попытки объединения («Совет представителей» и т.п.);
- новые фэнзины и их значение;
- первая (и последняя) Всесоюзная конференция КЛФ в Киеве (1988 год);
- развал СССР, капиталлизация России и первоначальное угасание деятельности КЛФ на этом фоне;
- новые конвенты и премии (ИПК, Волгакон, АБС-премия, Странник, Зиланткон);
- «новая волна» клубов на фоне развития ролевого движения;
- КФЛ в эпоху интернета.
Презентация журнала «Мир фантастики» (Л. Лобарев)
В прошлом году на Ассамблее проходила презентация журнала «Полдень. XXI век», а нынче вашему вниманию будет представлен «Мир фантастики» – хотя, конечно, ни в каком специальном представлении этот журнал не нуждается и известен каждому российскому фэну. О журнале расскажет и ответит на вопросы присутствующих его главный редактор – Лин Лобарев. Вы узнаете, что изменилось в журнале за последний год, чего ждать в ближайшее время, как редакция работает с авторами художественных и нехудожественных текстов и многое другое.
Круглый стол «Собери меня!
Тематические антологии как они есть»
Составление антологий – особое искусство, ремесло, секреты которого ревностно скрываются от непосвященных. Тем не менее сборники фантастических повестей и рассказов выходили в самые неблагоприятные для нашей литературы годы, продолжают выходить и сегодня. На Петербургской фантастической ассамблее о своем подходе к подготовке таких антологий расскажут известная писательница Вера Камша – один из организаторов серии сборников «Наше дело правое», Василий Владимирский, Эрик Брегис, Анна Антонова, Никита Аверин и другие антологисты.
- Какова роль составителя?
- Как определяется тема сборника? Каковы критерии: актуальность, популярность, желание левой ноги составителя?
- «Паровозы» и «вагончики»: что в сборнике главное, а что второстепенное? Что для вас приоритетно: топовые имена, новые произведения, крупные повести?
- Как пробить в издательстве интересный сборник, если ваши собственные книги не издаются пяти-десятитысячными тиражами, – и возможно ли это вообще?
- Сетевой конкурс как способ наполнения сборника: действует ли этот механизм или попытка работать с самотеком безнадежна?
- Для кого составляются сборники, какими вы видите читателей этих книг?
Доклад-показ «Чёрное фэнтези российского кино»
(Ю. Нерсесов)
Обращаясь к российской истории, отечественные режиссеры столь вольно оперируют фактами, что их картины полностью теряют связь с реальностью. Прославленный генерал 1812 года оборачивается никогда не служившим в армии интриганом и палачом. Польских захватчиков выгоняет из Москвы призрак испанского кабальеро. По лесам гуляют единороги, мосты взрывают с помощью икон, а русская история предстает собранием чернушных баек и может вызвать только отвращение…
Авторское чтение Кори Доктороу
Почётный гость Ассамблеи-2012 Кори Доктороу прочтёт свою повесть «После осады» («After the Siedge») на языке оригинала. Для участников, понимающих по-английски «с пятого на десятое», оргкомитет сделает несколько распечаток русского перевода повести.
Дискуссия «Авторское право:
Россия, Америка, Европа – далее везде»
Все мы хорошо знаем, что думают по поводу авторского права отечественные писатели-фантасты. Российские издатели прямо называют онлайн-пиратов главными виновниками падения тиражей и доходов. В качестве примера успешной борьбы с пиратством часто приводится ситуация в странах Запада. Однако не все с этим согласны – и в России, и за рубежом. Кори Доктороу, почетный гость Петербургской фантастической ассамблеи, известен у себя на родине не только как писатель-фантаст, лауреат крупнейших жанровых премий, но и как убежденный противник копирайта в нынешнем его виде. В рамках дискуссии об авторском праве Доктороу поделится своими взглядами и соображениями на эту актуальную проблему – ну а его оппонентом станет Олег Колесников, московский переводчик, редактор и литературный агент, много лет сотрудничающий с ведущими российскими издательствами.
- Интернет-пиратство в России и англоязычном мире – в чем разница?
- Как борются с пиратством «у нас» и «у них»?
- Падение интереса к фантастике – вина пиратов?
- Чьи права нуждаются в защите: писателя или читателя?
- Копирайт в нынешнем виде – тормоз прогресса?
- Какие видятся пути выхода из нынешнего «копирайтного» кризиса?
- Развращает ли халява?
- Может, и лучше будет, если эти графоманы-фантасты наконец передохнут от голода?
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.