Несмотря на то, что программа Петербургской фантастической ассамблеи строится в основном по тематическим секциям, всё равно каждый год она включает какое-то количество — и немаленькое — мероприятий, никак не связанных между собой, если не считать, что все они так или иначе относятся к фантастике или литературе вообще. Для анонсов такого рода разрозненных мероприятий и заведена эта страница.

Байки от Балабухи

Знаете ли вы, из-за чего поссорились Сергей Александрович Снегов и Лев Николаевич Гумилев? Как Евгений Павлович Брандис стал ведущим советским исследователем фантастики? Где провел последние годы жизни человек, ставший прототипом Капитана Сорви-Головы из одноименного романа Буссенара? Если вы не читали сборник эссе «Байки от Балабухи», то, скорее всего, не знаете. Впрочем, в книгу вошли далеко не все истории, которые с блеском рассказывает Андрей Дмитриевич. Этими и многими другими историями старейший петербургский писатель-фантаст поделится с участниками Петербургской фантастической ассамблеи — 2013 в рамках мероприятия, которое мы так и назвали: «Байки от Балабухи».

Доклад «“Наш человек” в чужой стране:
попаданцы как явление литературы
и массового сознания» (А. Мазин)

Можно по-разному относиться к книгам про попаданцев — наших современников, переносящихся в другую эпоху или в другой мир, — но это явление определённо заслуживает внимания. В книжных магазинах выделяют целые стеллажи под книги про «наших там». Их читают даже люди, в целом безразличные к фантастике. На сегодняшний день это одно из самых массовых — по числу наименований в единицу времени — направлений жанровой литературы. В чём его феноменальная популярность? Всё дело в эскапизме? или в реваншизме?.. И действительно ли этого хотели люди, стоявшие у истоков попаданческой литературы? Собственно, об этом вы и узнаете от человека, с чьей лёгкой руки — вернее, с проекта «Кочевник» («Историческая авантюра») — данное направление стало массовым.

  • Наш человек в фантастическом мире. Твен, Лондон, Желязны и многие другие.
  • Проект «Историческая авантюра». Чем отличается возвращение к истокам от эскапизма.
  • Наши – там, или не-наши – здесь. Хоррор и фантастика, или почему в России нет своего Стивена Кинга.
  • Попаданчество как суррогат реваншинзма, или «попаданец-американоборец».
  • Герои-альтренативщики: маленький ботаник и геройский герой.
  • Прогнуться под читателя или творить «без берегов» – две стороны одной ошибки.
  • Правильный герой в правильном мире: осознанное управление творческим процессом.
  • Мир для героя / герой для мира, или текст для автора / автор для текста.
  • Современный писатель в современном мире. Выжить, подняться, победить.

Авторское чтение Йена Макдональда
(на английском языке)

Этим летом у Йена Макдональда выходят на русском языке целых три романа. Первые два — «Странник между мирами» и «Будь моим врагом» (оба из цикла Everness) — к августу уже будут опубликованы издательством «Эксмо» и появятся в продаже (в том числе и на ярмарке Ассамблеи). Третий роман, «Дом дервиша», готовит издательство «Астрель-СПб», и он выйдет несколько позднее. Однако у участников Ассамблеи будет возможность прослушать одну из глав романа в авторском исполнении — причём для тех, кто не очень хорошо владеет английским, организаторы подготовят распечатки этого фрагмента в переводе на русский язык — по тексту, любезно предоставленному издателем.

Аналогичное чтение с переводом в распечатках мы уже делали с Кори Доктороу и собираемся использовать этот формат и впредь. Да, кстати, в прошлом году все экземпляры распечаток были разобраны участниками под автографы.

Доклад «Фантастика в непрофильных журналах»
(В. Владимирский)

В 2012 году отечественная фантастика понесла ряд тяжелых утрат. В этот список входят и два наших старейших литературных журнала: «Если» и «Полдень. XXI век». Однако есть подозрение, что кое в чём фэндом склонен преувеличивать значимость этой потери. За год два журнала печатали не более 240 повестей и рассказов отечественных авторов – между тем в номинационном списке премии «Роскон» 942 повести и рассказа. Где же публиковались остальные произведения? Ответ прост: в антологиях – и в не брезгующих фантастикой непрофильных журналах, количество которых на просторах СНГ измеряется десятками, если не сотнями. Беда в том, что многие авторы, причем не только молодые, но и вполне маститые, не представляют, что творится за стенами «фантастического гетто». Развеять страхи и сориентироваться в море прессы поможет редактор и журналист Василий Владимирский, который выступит на Петербургской фантастической ассамблее с кратким обзором «нефантастических» изданий, публикующих фантастику.

Круглый стол о фэнзинах
(ведущий А. Ермолаев)

Задолго до того как в России начали выходит первые официальные журналы фантастики, у поклонников жанра появились свои издания: фэнзины, печатавшиеся иногда тиражом в несколько десятков, иногда – в несколько сотен экземпляров. Первые из самодеятельных журналов возникли в СССР еще в 1960-х, однако расцвета это движение достигло двадцать лет спустя. На страницах фэнзинов «Гея», «Измерение-Ф», «Сизиф» и многих других публиковались ведущие фантасты-«малеевцы», члены семинара Б. Н. Стругацкого, представители «четвертой волны». Ньюслеттеры «Оверсан» и «Двести» доносили информацию о фантастике до самых удаленных концов страны. Самодеятельные журналы продолжали появляться и в девяностых, и в нулевых – постепенно перемещаясь на просторы Всемирной Паутины. Возможно, сейчас, когда ведущие российские журналы «Если» и «Полдень. XXI век» прекратили существование, настало время для триумфального возвращения фэнзинов?..

На Ассамблее-2013 редакторы фэнзинов разных эпох расскажут, как формировались портфели журналов, по какому принципу строились взаимоотношения с авторами, каким журналистским жанрам отдавалось предпочтение, и попробуют ответить на вопрос, есть ли фэнзинам место в эпоху Интернета. Ведет круглый стол один из авторитетнейших представителей отечественного фэн-движения Андрей Ермолаев.

Дискуссия «Фанткритика:
кому он нужен, этот Васька?»
(Н. Караев, В. Владимирский)

Что такое литературная критика? Какие цели перед собой она ставит? По каким законам живет? Правда ли, что «в критики» идут только те, кто не умеет писать сам, – чтобы дать волю черной зависти к Настоящим Творцам? Все эти вопросы не один год обсуждают литературоведы и читатели, писатели и завсегдатаи интернет-форумов. Если же говорить о критике фантастической литературы, то можно подкинуть еще пару бочек пороха в топку дискуссии – например, какова специфика фанткритики, отличается ли она от «критики вообще»?

Дать ответы на эти вопросы попытаются два представителя современной журналистики: Николай Караев — редактор таллиннской газеты «День за днем», обозреватель журнала «АнимеГид», постоянный автор журнала «Мир фантастики», и Василий Владимирский — книжный обозреватель газеты «Санкт-Петербургские ведомости», колумнист «Мира фантастики» и РИА «Новости», редактор журнала «Питерbook», автор сборника биографических очерков и эссе «Драконы и звездолёты».

Дискуссия «Автор, продай себя сам!» (ведущий Н. Аверин)

В последние годы продажи фантастики в России неуклонно снижаются – это, как говорил Остап Бендер, медицинский факт. В такой ситуации всё больше писателей, не сомневающихся в востребованности своего творчества, берёт судьбу своих произведений в собственные руки. «Если издатели не умеют как следует продать наши книги, мы сделаем это сами!» – таков их девиз. Благо современные технологии позволяют каждому попробовать себя в роли маркетолога и книготорговца. Так какие же способы распространения собственных текстов существуют сегодня в России? Какие из них наиболее эффективны? Что должен сделать среднестатистический писатель-фантаст без серьёзного стартового капитала, чтобы успешно продавать свои тексты, минуя издательские книготорговые структуры? Существуют ли приёмы, позволяющие повысить рентабельность литературного труда?.. В ходе дискуссии на эту тему, которая пройдет на Петербургской фантастической ассамблее, своим опытом поделятся Юлия Зонис и Никита Аверин, экспериментировавшие с различными онлайн-площадками, Яна Боцман и Дмитрий Гордевский (А. Зорич), создавшие собственный интернет-магазин, и другие писатели-фантасты.

Дискуссия «Рвать или не рвать: о пользе и вреде тематических литературных конкурсов» (ведущий А. Петров)

Конкурсов нынче много. На конкурсах нынче весело. После каждого конкурса творческий багаж человечества становится тяжелее на несколько десятков, а то и сотен рассказов – как посредственных, так и гениальных. С рассказами – вернее, с возможностью их опубликовать – у нас сегодня не очень, но это уже совсем другая история. Конкурс – это повод перестать фрустрировать и наконец что-то написать. Конкурс – это возможность получить десятки отзывов и узнать истинную цену своим способностям. Это неизбежный творческий рост. Это общение с единомышленниками, это, чёрт побери, социализация. Это добрая традиция.

Это похеренный талант. Это привычка писать быстро, ярко, но грязно. И привычка читать по диагонали. Склонность творить не для вечности и не по зову души, а на тему и для топа. Это тусовка и ориентация только на мнение тусовки. Не литература, а упражнение. Масса никуда не принимаемых квазипревосходных текстов. «Электросталин не нужен, спасибо».

Итак, что же это за явление: полезное оно или вредное? Об этом на Петербургской фантастической ассамблее организатор ряда конкурсов Александр Петров будет беседовать с авторами, участвующими – а также с принципиально не участвующими – в такого рода мероприятиях.

Доклад-показ «Во что поиграть, на кого поработать, или Жив ли русский геймдев?» (М. Кочакова)

Многие писатели с интересом посматривают в сторону компьютерных игр, в то время как многие игроки жаждут увлекательных сюжетов и историй. Могут ли сторителлеры и геймеры найти друг друга? Анализ состояния русского геймдева (индустрии разработки компьютерных игр) поможет нам разобраться, найдётся ли в нем место захватывающему нарративу, есть ли потребность у индустрии в авторах, и имеют ли они возможность воплотить свои идеи на экранах мониторов, планшетов и мобильников.

В докладе, который на Ассамблее-2013 сделает сценарист Mail.Ru Games Мария Кочакова, будет рассмотрено, чем именно сегодня представлена игровая индустрия, с целью разобраться в тенденциях рынка, понять, что актуально для разработчиков, что предпочитают игроки и где есть свобода для творчества.

Доклад-показ «О бедном стимпанке замолвите слово»
(А. Семироль)

О стимпанке сейчас не слышал разве что тот, кто вообще ничего не слышал. Сравнительно молодой, но очень яркий жанр стремительно завоёвывает новых и новых поклонников не только фантастической литературы, но и аниме, а также киноманов, ценителей живописи, знатоков моды, адептов хэндмейда, косплейщиков, историков и даже ювелиров. В то же время в России литературный стимпанк у издателей не в фаворе. В чём же дело? Попробуем разобраться…

Доклад «Актуальные фантастические идеи
сегодняшнего дня» (К. Фрумкин, А. Первушин)

Фантастика и футурология давно идут по дороге истории рука об руку. Всякая эпоха характеризуется собственным, специфическим набором прогнозов будущего. Большая половина этих прогнозов не сбывается, но такой набор отражает представление эпохи о наиболее перспективных направлениях развития. Каким видится будущее в начале 2010-х? Футуролог и критик Константин Фрумкин при участии писателя-популяризатора Антона Первушина раскроет участникам Петербургской фантастической ассамблеи главные футурологические тренды дня сегодняшнего.

  • Успехи биотехнологий, рост продолжительности жизни, медицина на основе нанороботов и компьютеров-диагностов.
  • «Интернет вещей».
  • 3d-принтеры и реиндустриализация запада.
  • Очки гугла: добро пожаловать в откомментированный мир.
  • Умные города и автомобили без водителей.
  • Лучший интерфейс — отсутствие интерфейса.
  • Экономика без офисов и работодателей.

Круглый стол «Легенды и мифы
составительского цеха» (ведущий В. Владимирский)

В 2012 году закрылись старейшие российские литературные журналы фантастики, «Если» и «Полдень. XXI век», печатавшие около 1/8 всех фантастических рассказов и повестей, издающихся в нашей стране. И одновременно предсказуемо оживились антологисты, составители ежегодных и тематических сборников. Какими критериями и принципами они руководствуются, готовя очередную книгу? Среди отечественных любителей фантастики (и, что скрывать, в кругу самих составителей) ходит немало легенд и мифов на эту тему. Например, принято считать, что:

  • в нашей стране мало одаренных и именитых рассказчиков, к которым можно обратиться напрямую, поэтому любую антологию обязательно надо добивать «самотеком»;
  • известные рассказчики меркантильны, поэтому для сборника с небольшими гонорарами они писать ничего не будут;
  • популярные авторы «из мейнстрима», все эти Рубановы и Быковы, высокомерно посматривают на фантастов, поэтому просить у них рассказ для жанровой антологии – пустая трата времени;
  • составление сборника – прежде всего повод устроить яркое феерическое шоу с элементами самопиара, поднять шумиху в «этих ваших интернетах», а что попадет на книжные страницы – дело десятое;
  • включать в сборник прозу самого составителя – дурной тон и признак плохого вкуса.

Так ли это? Разделяют ли сами составители эти убеждения? В рамках круглого стола «Легенды и мифы составительского цеха» ответить на эти вопросы попытаются известные российские антологисты, гости Петербургской фантастической ассамблеи. Ведет круглый стол Василий Владимирский.

Круглый стол «Фантастика и гуманитарные науки»
(ведущий А. Кубатиев)

Традиционно принято считать, что научная фантастика — удел «технарей»: и hard science fiction, проповедующая и предвосхищающая достижения научно-технического прогресса, и даже так называемая гуманитарная, которая хоть и касается в первую очередь общечеловеческих вопросов, но делает это, как правило, всё-таки в научно-техническом антураже. Предполагается, что фантаст должен знать математику, физику и иже с ними на ять: не разбираешься — иди, пиши фэнтези и не примазывайся. Желая несколько расширить горизонты представлений и развеять пару-тройку мифов, мы пригласили на беседу нескольких писателей-фантастов и знатоков жанра, одновременно подвизающихся в различных гуманитарных науках, и собираемся задать им, например, такие вопросы:

  • должна ли «гуманитарная» научная фантастика базироваться на гуманитарных науках?
  • следует ли фантасту разбираться в гуманитарных науках так же хорошо, как (по крайней мере, предполагается, что) он разбирается в науках технических?
  • философская фантастика, психологическая фантастика… лингвистическая фантастика… без всяких там роботов, космических полётов и искинов — возможна ли?
  • а не пора ли «техническую» научную фантастику того… на свалку истории?

Доклад «Печать по требованию: игрушка или панацея?»
(Л. Лобарёв)

Технологии «печати по требованию», print-on-demand, развиваются семимильными шагами. Цены идут вниз, качество же книг, напечатанных этим способом, не уступает качеству изданий, выпущенных массовым тиражом. Печать книги от одного экземпляра, то, что еще десять лет назад оставалось прерогативой матерых самиздатчиков, благодаря многочисленным интернет-сервисам стала сегодня доступной каждому. Но меняет ли «печать по требованию» издательский ландшафт, а если меняет – насколько? Одни считают print-on-demand никчемной игрушкой, другие – панацеей и будущим книжного рынка. Истина, как всегда, где-то рядом, а вот о том, какие формы принимает сейчас малотиражное книгоиздание и какие тенденции намечаются, уже вполне можно говорить, считает главный редактор журнала «Мир фантастики» и издатель одного из старейших российских фэнзинов «Конец эпохи» Лев Лобарёв. Благо за последние несколько лет оно перестало быть экзотикой и заняло свое место в книжном мире. Пока скромное, но посмотрим, что будет дальше.

Доклад «Чёрное фэнтези русской истории»
(Ю. Нерсесов)

Земля, на которой мы живем, не единственная во Вселенной. Кроме нее, существует и другая, каждый житель которой имеет двойника на нашей планете, а любое государство — почти точную копию. Только история стран и народов тут совсем иная.

Здесь Красная армия, руководимая бездарными сталинскими военачальниками, без сопротивления разбежалась от немцев, но перед этим успела отрезать груди у тысяч женщин, содержащихся в тюрьмах приграничных городов. Лишь молитвы священнослужителей помогли завершить войну в Германии, но все же в ее последней операции — штурме Берлина, из 2,5 миллионов красноармейцев было убито 500 тысяч, остальные ранены и покалечены, а организовавший эту бойню кровавый мясник Жуков вошел в Берлин с одними обозниками и палачами из бериевских заградотрядов…

Князь Александр Невский узнал от живших за двести лет до него церковников, что еще через два века после его смерти рухнет наследовавшая Римской империи Византия, и, проанализировав причины ее гибели, написал тайную доктрину «Русская правда», которая должна была спасти Святую Русь. Воспользовавшись этой доктриной, коммунистическая партия во главе с Лениным и Сталиным ввергла державу в тьму и хаос, расстреляв, выморив голодом и отправив в лагеря большую часть ее граждан…

Авторами истории параллельной земли являются, например, министр культуры России Владимир Мединский, депутат Государственной Думы Владимир Никитин, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков и десятки других известных общественных деятелей. Глубоко символично, что некоторые из них, как обозреватель радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, одновременно являются писателями-фантастами. И иначе как к «черному фэнтези» их исторические изыскания отнести невозможно.

Круглый стол «Макулатурно-художественные издания»
(ведущий С. Бережной)

Не секрет, что львиная доля фантастики, выходящей сегодня в России, – непритязательное одноразовое чтиво. Издания не столько литературно-, сколько макулатурно-художественные. Это охотно признают и читатели, и издатели. Тем не менее, одни по-прежнему покупают (или скачивают с пиратских сайтов) и читают, а другие – активно печатают такие книги. Какой смысл (кроме очевидного: легкого заработка на публике, лишенной литературного вкуса) в существовании этого пласта литературы? Почему палп-фикшн так живуч? Можно ли ждать перехода количества в качество – и если ждать, то когда? Что говорит нам опыт западного книжного рынка, где «макулатурно-художественная» фантастика завоевала свое место на много десятилетий раньше, чем в нашей стране? В ходе круглого стола на Петербургской фантастической ассамблее — 2013 ответить на эти вопросы попытаются критики, журналисты и представители крупных издательств.

Круглый стол «Российская космическая фантастика:
тиражи-бабки-миражи»

Нет нужды рассказывать участникам Петербургской фантастической ассамблеи о том, что такое космоопера. Каждый любитель фантастики хоть раз в жизни открывал книгу о гигантских космических кораблях, бороздящих просторы галактики в поисках потенциального агрессора, о сшибающихся звездных эскадрах и взрывающихся солнцах. Но какова специфика этого жанра в России – и какое место он занимает на нашем книжном рынке? Какие ходы и приемы свойственны отечественной космоопере, и какие для нее убийственны? Насколько серьезно сами авторы относятся к этому жанру и всякая ли авантюрная фантастика, действие которой разворачивается в звездной империи, стоящей на пороге войны, может быть причислена к космоопере? Наконец, так ли велика у нас популярность этого жанра, как может показаться при взгляде на полки книжных магазинов – и как добиться успеха на этом поприще, обскакав бессчетные орды конкурентов? Вот об этом действительно стоит поговорить. В роли застрельщика дискуссии выступает единый в двух лицах Александр Зорич, автор популярной серии «Завтра война», ассистируют Юлия Зонис, автор романа «Инквизитор и нимфа», Ина Голдин, автор повести «Ностальгия межпланетного лингвиста», и другие авторы, отдавшие должное этому специфическому жанру.

Круглый стол «В чужой вселенной –
со своим уставом?..»

Это нередкое явление в современной фантастике, когда некая книга (или цикл книг) становится бестселлером и издатели – по договорённости с автором (а иногда и без оной) – превращают её в межавторский проект: сторонние литераторы пишут романы в рамках изначально заданной вселенной. Первый пример, что приходит в голову, – это «Конан», продолженный после смерти Роберта Говарда его поклонниками и учениками; из отечественных вспоминается «Мир Волкодава» – продолжение цикла Марии Семёновой; в последний год набирает обороты проект «Миры Ника Перумова». С одной стороны, это явление хорошее: и поклонники имеют возможность куда чаще получать весточки из полюбившейся им вселенной (ведь один автор редко когда способен написать более двух романов в год), и участники проекта – а это, как правило, ещё не очень известные писатели – получают свою долю читательского признания, двигаясь в кильватере автора с именем. Но на самом деле здесь есть несколько «подводных камней» – о которых и пойдёт речь.

Дискуссия «Киберпанк жив? Или он просто так пахнет?»
(Й. Макдональд, В. Владимирский)

Внятно сформулировать, что такое киберпанк – задача почти непосильная. Контркультурное литературное движение конца XX века? Фантастика о компьютерах, о виртуальной реальности, искусственном интеллекте, модифицированных уличных бойцах и гениальных хакерах? Или, может быть, то, что писали авторы, которых Гарднер Дозуа некогда перечислил, говоря в своей эпохальной статье о киберпанках – и только? Как бы там ни было, обсуждая творчество Йена Макдональда, без этого звонкого словечка не обойтись. Но считает ли сам почетный гость Петербургской фантастической ассамблеи себя продолжателем дела киберпанков? Есть ли у киберпанка перспектива сегодня, когда реальность в чем-то почти догнала, а в чем-то и перегнала фантазии писателей второй половины 1980-х? Об этом с автором «Реки богов» и «Дома дервиша» беседует журналист и литературный критик Василий Владимирский.

Дискуссия «Смещение геополитических акцентов»
(Й. Макдональд, К. Фрумкин)

У британского писателя Йена Макдональда довольно необычное представление о мире будущего. В романе «Река богов» центр развития искусственного интеллекта он перенес на территорию современной Индии, в «Доме дервиша» сделал Стамбул неформальной столицей ЕС, в «Бразилии!» описывает высокие компьютерные технологии, доведенные до совершенства в Латинской Америке… В ходе дискуссии «Смещение геополитических акцентов» почтенный гость Ассамблеи расскажет, чем вызван его интерес к странам «третьего мира» и найдется ли место России среди сверхдержав будущего, а философ и культуролог Константин Фрумкин, создатель и координатор российской Ассоциации футурологов, внесет ясность: существуют ли с точки зрения современных исследователей реальные предпосылки для такого изменения политической и экономической карты мира или это не более чем антуражные элементы, и на самом деле нас ждут совсем другие потрясения.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.