Несмотря на то, что организаторы Ассамблеи стремятся строить программу структурно, ориентируясь на специфические для каждого года темы, многие интересные мероприятия не удаётся раскидать по существующим секциям. Их мы определяем в широкий «общелитературный и фантастический» блок.

 

Круглый стол
по исследованию советской фантастики

История англо-американской фантастики исследована вдоль и поперек – литературоведами и культурологами, учеными с докторскими степенями и энтузиастами из фэндома. Изданы сотни биографий и автобиографий, обзорных и тематических работ, систематизирована переписка ведущих фантастов XX века… Между тем история советской НФ просачивается, как песок сквозь пальцы. Гибнут документы, один за другим уходят живые свидетели эпохи, забываются гремевшие некогда имена. Механизм культурной преемственности дал сбой: мы рискуем необратимо упустить время. Но кто способен всерьез взяться за такую работу сегодня? За что хвататься в первую очередь, а что можно отложить на потом? Какие инструменты нужно использовать? На каких исторических периодах сосредоточиться? Достаточно ли будет серии биографических очерков – или необходимо разобраться в архивах, изучить документы, опросить современников? А главное, готовы ли мы предпринять какие-то практические шаги? На Петербургской фантастической ассамблее эти вопросы обсудят писатели, критики и журналисты — Андрей Балабуха, Василий Владимирский, Антон Первушин, Сергей Шикарев и др.

Круглый стол «Сточкеры» против «попаданцев»:
как работать с читательскими сообществами?»

Не секрет, что своим успехом многие «фантастические» книжные проекты обязаны тому, насколько точно их продюсеры – издатели, редакторы, авторы – сумели предугадать ожидания определенного читательского сообщества. Это могут быть тесно сплотившиеся поклонники отдельной компьютерной или настольной игры, «Сталкера» или «Вархаммера», или целого направления – хоррора или «постапа». Есть в России и такие организованные сообщества, с которыми пока никто не научился толком работать: например, многотысячная армия фанатов стимпанка, устраивающих свои фестивали и косплей-шоу, слушающих «тематическую» музыку, охотно покупающих «паропанковые» гаджеты, но – только не книги. Как канализировать эту энергию и направить ее в нужное русло, как выстроить отношения с потенциальными читателями и вовлечь их в игру, гостям Петербургской фантастической ассамблеи расскажут писатели и издатели, давно набившие на этом руку. Ведет круглый стол Никита Аверин.

Доклад «Грядущая биотехнологическая революция
и ее последствия» (К. Фрумкин)

Массовое внедрение инноваций в экономику происходит волнами. Последняя волна инноваций, начавшаяся примерно в 1980-х годах, была связана с развитием компьютеров и телекоммуникаций. Однако она явно утратила свою былую силу. Хотя каждый год появляются новые гаджеты, о таких судьбоносных изобретениях, какими были персональный компьютер, Интернет или мобильный телефон, речь больше не идет. Если сегодня нам предстоит ждать новой глобальной инновационной волны, то ее, по-видимому, породит сфера биотехнологий. Возможно, мы стоим на пороге нового мира, в котором крупнейшими корпорациями будут не компьютерные гиганты вроде Microsoft или Apple и не нефтяные концерны, а компании, занимающиеся продлением человеческой жизни, здоровьем и борьбой со старением. Нефтяников на рынке потеснят предприятия, производящие топливо в биореакторах. Они же, биореакторы, возможно, потеснят и обычных фермеров в роли поставщиков продовольствия.

Беседа о фантастической эротике
и эротической фантастике (Д. Трускиновская)

В литературе существует ряд тем, разработка которых с большим трудом дается писателям, в том числе — писателям-фантастам. Ломаются не только «молодые талантливые авторы», но и вполне состоявшиеся беллетристы. Между тем, именно такие эпизоды, выполненные мастерски, придают дополнительное измерение любому художественному тексту. Например, эпизоды эротические, чувственные: трудно не скатиться в пошлость, не потерять нить повествования, не свести все к череде стыдливых аллегорий. Своим опытом работы с этой сложной материей поделится с участниками Петербургской фантастической ассамблеи рижская писательница Далия Трускиновская, автор романов «Шайтан-Звезда», «Несусветный эскадрон», «Охотницы на мужчин», «Число Приапа» и множества других фантастических, исторических и детективных историй.

Тезисы:

  • Откуда она вообще взялась, эта эротика?
  • Эротика для мужчин и для женщин — это две разные эротики.
  • Эротика как знак протеста.
  • Аксиома «и инопланетяне любить умеют».
  • Правило «все нам можно, но не все полезно».
  • Что такое эротические детали? Совсем не то, что вы подумали…

Доклад об истории Литературной студии
(А. Балабуха)

Литературные кружки, семинары, студии всегда были неотъемлемой частью писательской жизни Ленинграда — Санкт-Петербурга. Стоит заговорить об этом, и на память сразу приходят блистательные переводческие семинары Татьяны Григорьевны Гнедич, Эльги Львовны Линецкой и Марии Абрамовны Шерешевской. Или поэтические — скажем, Галины Гампер или Вячеслава Лейкина. А как не вспомнить прекрасный литературный клуб «Дерзание» во Дворце пионеров, выпестованный Алексеем Адмиральским, — больше половины его членов оставили впоследствии яркий след в литературе. Если же говорить об НФ — тут и неформальный клуб фантастов, собиравшийся в гостиной журнала «Звезда» в 1960-е, и семинары Ильи Варшавского и Бориса Стругацкого, и, наконец, литературная студия Андрея Балабухи…

Почему и зачем, но с удивительной обязательностью возникают и, как правило, достаточно долго живут подобные объединения? Почему из них всякий раз непременно выходят хорошие авторы? Неужели писательству и впрямь можно научиться? Как же быть тогда с талантом, с той самой искрой Божией? Обо всем этом (и, разумеется, не только об этом) расскажет писатель Андрей Балабуха.

Доклад «Фантастическая китайская грамота»
(Н. Караев)

«Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все». А о фантастике громадного Китая мы знаем, пожалуй, еще меньше — главным образом в силу языкового барьера. Между тем китайская фантастика существует и процветает, история ее замысловата, а перспективы светлы. В настоящее время фантастов КНР начали переводить на английский, однажды их наверняка переведут и на русский. О трех периодах и множестве составных частей китайской фантастики — в докладе Николая Караева на Петербургской фантастической ассамблее.

Круглый стол по фантастическим премиям

Сегодня на постсоветском пространстве существует великое множество премий и наград, вручаемых в области фантастики: общих и специальных, демократических и авторитарных, интернациональных и региональных и вообще всяких. И вроде бы это хорошо — никто не уйдет обиженным, и для авторов, еще не получивших широкой известности, вручение грамоты или статуэтки — хороший стимул для того, чтобы продолжать писать дальше и не ронять планку. Но есть и другая точка зрения, сводящаяся к вопросу: простите, а при чем здесь литература? Противники награждений склонны считать, что премия — это не для писателя, а для читателя, ориентир в огромном книжном море. В том, хорошо или плохо то, что у нас так много премий и номинаций, и какой вообще могла бы быть идеальная награда в области фантастики, попробуют разобраться участники Ассамблеи.

Круглый стол «Фанфики — добро или зло?»

В отечественном фэндоме отношение к фанфикам, «зависимым произведениям», неоднозначное. С одной стороны, читатели любят громко осуждать такие тексты. С другой стороны, пишут их не только МТА, но и авторы с именем и несомненным авторитетом. Между тем, вся мировая литература, по сути, длинная цепь взаимообусловленных текстов: «Гамлет» Шекспира, «Каменный гость» Пушкина, «Улисс» Джойса, пьесы Евгения Шварца, и т.д., и т.п. В англоязычной фантастике фанфики — обычное дело, благодаря им из небытия были возвращены такие гиганты, как Лавкрафт и Говард. В России культура «зависимых произведений» тоже имеет свою историю (серия антологий «Время учеников», «Истинная история Дюны» Ляха, «Время Бармаглота» Колодана, в конце концов, «Второе нашествие марсиан» Стругацких), но при этом бытует мнение, что фанфики — зло. Парадокс! На Петербургской фантастической ассамблее профессиональные писатели, отдавшие должное «зависимым литературным произведениям», обсудят все «за» и «против» фанфика и вынесут суровый, но справедливый приговор. Модерирует круглый стол Игорь Минаков, поэт, прозаик, редактор издательства «Эксмо».

Доклад «История и концепция
клуба и альманаха «Астра-нова»
(С. Тулина, Д. Вересов)

Международный клуб любителей фантастики «Астра-нова» существует менее двух лет, но уже проведен ряд серьезных конкурсов, налажено сотрудничество с журналами и издательствами, по результатам конкурсов и самотека выпущено три номера одноименного альманаха. Это издание стремится соединить на своих страницах как малоизвестные или вообще неизвестные русскоязычному читателю произведения классиков зарубежной фантастики конца XIX – начала XX веков, так и рассказы современных авторов. «Астра-нова» объединяет все виды фантастики, от твердой НФ до мистики и фэнтези, все жанры прозы, от повестей до миниатюр, а также поэзию. Кроме того, альманах представляет вниманию читателей рисунки позабытых и только начинающих художников, литературоведческие статьи и эссе о фантастике, рецензии на книжные новинки.

Клуб позиционирует себя не просто как конкурсная площадка, а скорее, как площадка учебная: основной задачей конкурсов и обсуждений здесь считается взаимное обучение начинающих авторов и получение ими качественных и подробных рецензий; в качестве жюри выступают редакторы современных журналов, публикующих фантастику, таких как «Наука и жизнь», «Меридиан», «Уральский следопыт», «Шалтай-болтай», «Фантастика и детективы», «Техника — молодежи», «Искатель» и т.д.

На Ассамблее также состоится презентация двух последних номеров альманаха.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.