Доклад «Попаданцы: по дороге ошибок и штампов»
(О. Романова)

Разговор пойдет о литературном приеме «попаданчества» и накопленных им клише.

  • Штампы: стоит их избегать или они являются необходимой приметой этого жанра?
  • Литературные западни: оборванные, скомканные или чрезмерно запутанные линии сюжета, бесконечные эпопеи, отсутствие или переизбыток информации, «рояли в кустах» и «рельсы».
  • Факты против магии: «прогрессорство» в условиях фэнтезийных миров.
  • Сослагательные направления истории: альтернативная история и попытки ее обуздания руками попаданцев.
  • Измененные тела: попаданцы в телах, отличных от родного по возрасту, полу, расе, виду; игра с чуждыми физиологиями; секс и попаданцы.
  • Новое или подзабытое старое: использование чужих сеттингов, фанфики, заимствование мифологических, классово-расовых и авторских географических названий, цитирование, самоплагиат.

Круглый стол «Фантастический детектив
vs детективная фантастика»

Существует мнение, что фантастике и детективу не место на одной полке. Вторжение фантастического или, не дай бог, магического разрушает железную логику, на которой строится любой детектив. Тем не менее фантастические детективы пишутся регулярно, и порой им сопутствует успех – вспомним хрестоматийные «Стальные пещеры» Азимова, «металлический» цикл Глена Кука или даже такую экзотику, как исламский киберпанковский цикл Джорджа Алека Эффинджера о частном сыщике Мариде Одране. Как же писателям удается преодолеть этот основополагающий внутренний конфликт? И что такое современный фантастический детектив вообще? В рамках круглого стола, который пройдет на Петербургской фантастической ассамблее, об этом расскажут писатели Владимир Аренев, Андрей Балабуха, Дмитрий Вересов, один из составителей антологии «Фантастический детектив — 2014» Николай Кудрявцев и другие эксперты.

Доклад «Вампиры и фантастическая литература:
чужой среди своих?» (Ф. Морозова и компания)

Несмотря на внушительные тиражи, вампирская проза остается в фантастической литературе на положении бедной родственницы: как будто ее не прогоняют, но и за свою полностью не признают. «Вампиры – это для готов», «Вампиры – это для подростков», «Такие вещи пишут и читают только люди мрачные и закомплексованные», «Произведения о вампирах все на один сюжет» — вот далеко не полный список предвзятых суждений. Развеять мифы и открыть вампирскую прозу для любителя фантастики поможет Фотина Морозова — писатель, неоднократный член жюри международного сетевого конкурса «Трансильвания».

Тезисы:

  • Вампирский взгляд как способ осмысления актуальной действительности. Востребованность вампирской прозы, цикличность интереса к ней, ее отзывчивость к требованиям времени, универсальный набор форм/архетипов, позволяющий разобраться с острыми вопросами.
  • Связь вампирской прозы с другими субжанрами фантастики – и не только. Хоррор, фэнтези, готика, научная фантастика, постапокалипсис, школьная проза, сатира… далее везде? Взаимообогащение субжанров.
  • Вампирская проза как… проза. От массовой до высоколобой. Вы ищете графа? Графа тысячу раз уже закопали. А кого и что откапывают в наши дни?
  • Люди, которые любят вампиров: эти страшные писатели и читатели. Портрет пишущего в интерьере конкурса «Трансильвания».

Если вы давно хотели узнать что-то о вампирах и боялись спросить, это мероприятие для вас. Если вам не доводилось с ними встречаться никаким образом, тем более приходите: а вдруг вы откроете для себя то, что позволит вам влить свежую кровь в свои произведения?

Доклад «Гротеск в хорроре и его виды» (М. Гинзбург)

Трэш, угар и содомия. Ой, нет. Кровь, кишки, расколбасило. Тоже не так. Вряд ли мы увидим время, в которое хоррор станет мейнстримом, но тем не менее и в хорроре есть мейнстримные направления и произведения, а есть и такие поджанры, которые являются экстремальными для самого хоррора. Что такое бизарро-хоррор и сплаттерпанк, с чем это едят (если у вас крепкие нервы), основные представители этих направлений, отцы-основатели и современники — обо всем этом можно будет узнать на Петербургской фантастической ассамблее.

Доклад «Любовный роман в фантастическом антураже»
(Е. Первушина)

О чем вы думаете, когда читаете в аннотации «любовный роман»? Представляете себе размеренный быт викторианской эпохи и подражание Джейн Остин? Или замотанную американскую домохозяйку, только вчера случайно встретившую на улице миллионера? А может быть, с усмешкой вспоминаете неумелые описания «жарких объятий»? И, казалось бы, при чем тут фантастика? Но в последнее время эти два жанра все чаще и чаще оказываются объединенными под одной обложкой. Ведущие издательства запускают все новые серии, в которых герой и героиня находят друг друга в иных мирах. Почему же так получается? Потому что даже самая научная фантастика — это фантастика о людях. А люди склонны влюбляться. Какими видят романтические отношения героев авторы фантастических романов? И какими хотели бы видеть их читательницы? Елена Первушина расскажет о неожиданных результатах проведенного ею маленького опроса.

Круглый стол «Вторая жизнь вторичной литературы»

Есть такие художественные книги, которые не сами по себе, а так – довесок к чему-то: новеллизации фильмов и компьютерных игр, романы, раскрывающие бэкграунд настольных RPG и даже таких бессюжетных игр, как карточная MAGIC: the Gathering. Казалось бы, место подобной вторичной литературы где-то между сувенирами-плакатами-футболками с символикой продукта и коллекционными – для самых-самых фанатов – «коробочными» изданиями с дополнительными материалами. Однако такие книги и целые серии нет-нет да и обретают самостоятельную ценность, становясь популярными среди людей, подчас даже и не подозревающих, что есть какой-то основной проект или франшиза, в маркетинговой атмосфере которых выросли и сформировались их любимые герои, сюжеты и миры.

Так, Warhammer – исходно настольная стратегическая игра с тысячами фигурок-миниатюр, которые можно собирать, раскрашивать и красиво расставлять на полке; между тем большинство российских читателей книг по вселенной Warhammer никаких фигурок не коллекционируют. Бесконечная серия романов «Забытые королевства» (Forgotten Realms) создавалась компанией TSR для более глубокого погружения в реалии популярного сеттинга настольных ролевых игр; однако нередко эти книги покупают и читают люди, которые если и имеют представление о ролевых играх, то весьма далекое от столов, таблиц и кубиков. А серия книг DragonLance по одноименной вселенной производства той же TSR стала настолько популярной, что по ее сюжетам даже был поставлен мюзикл.

О том, почему это происходит с одними книгами и не происходит с другими, поговорят главный редактор издательства «Книжный клуб «Фантастика» Денис Лобанов, писатель и переводчик Мария Семёнова (переводившая базовые трилогии DragonLance), а также знатоки и читатели книг, написанных по каким-либо мотивам.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.