Общефантастический и литературный блок

«На странных волнах». Дискуссия об одном феномене

В фантастиковедении есть несколько «вечных» тем, вокруг которых с дивной регулярностью вспыхивают бурные дискуссии. Казалось бы, только отгремела очередная канонада, все точки над «ё» расставлены — но проходит год-другой, и все начинается сначала. Одна из таких тем — «волна». Ну, помните: «новая волна», «четвертая волна», «цветная волна»… В 2017 году на Петербургской фантастической ассамблее мы попытаемся уйти от сиюминутного и рассмотреть этот феномен с литературоведческой точки зрения. Что такое «волна» в литературе? Откуда взялось само понятие и как появляются эти «волны»? Наконец, какие условия нужны для того, чтобы «волна» прозвучала? Ответы на эти вопросы попытаются найти литературный журналист Василий Владимирский и критик и редактор электронного журнала «Континуум» Сергей Шикарев. Присоединяйтесь!

Доклад В. Владимирского и С. Шикарева «Непересекающиеся континуумы. Онлайн-журналы о литературе»

Литературная периодика переживает трудные времена. Журналы закрываются, тиражи падают, книжные рецензии исчезают со страниц газет и еженедельников. Общая тенденция коснулась и профильных фантастических изданий — например, журнала «Если». Но это констатация на уровне Капитана Очевидность. У медали есть и другая сторона. Пока в офлайне царит мрак и запустение, в интернете регулярно появляются новые периодические издания о литературе — зачастую безгонорарные, но бойкие, зубастые, переполненные энергией. «Лиterraтура», «ПРОчтение», «Горький», «Rara Avis», «Год литературы», электронный журнал фантастики «Континуум», наконец. Многие ли названия вам знакомы? То-то и оно. А это только часть современных интернет-изданий, на страницах которых говорят о литературе, в том числе о фантастике. О том, где их искать и чего от них ждать, участникам Петербургской фантастической ассамблеи расскажут журналисты Василий Владимирский и Сергей Шикарев.

Доклад А. Василевского «Критерии отбора, или Какой должна быть фантастика для публикации в “толстом” литературном журнале»

Почти полтора века «толстые» литературные журналы оставались главным средоточием литературной жизни России. На их страницах публиковались многие яркие представители «фантастического цеха», от братьев Стругацких и Александра Житинского до Виктора Пелевина и Марии Галиной, от Роберта Шекли и Станислава Лема до Кристофера Приста и Урсулы Ле Гуин. И, надо сказать, традиция не угасла по сей день – несмотря на многократное падение журнальных тиражей. Публикация в «толстяке» – знак качества, пропуск в престижные книжные серии и премиальные списки. Но почему на страницах журналов может появиться «нереалистическая» проза Кирилла Еськова, Карины Шаинян или Владимира Данихнова, а большинству многократных лауреатов жанровых премий вход туда заказан? Каковы критерии и принципы отбора? Какой вообще должна быть фантастика для публикации в солидном журнале? Об этом без утайки расскажет почетный гость Петербургской фантастической ассамблеи, председатель жюри премии «Новые горизонты» и главный редактор самого известного российского «толстяка» «Новый мир» Андрей Витальевич Василевский.

Дискуссия «Гильгамеш умер? или Архетипы в современной российской фантастике»

Последние годы в фантастических романах отечественных писателей больший упор делается на увлекательность сюжета, а герои словно отошли на второй план, их диапазон сузился до двух крайних точек — «маленький человек» и «вершитель судеб». Порой кажется, что у них даже нет прошлого — читатель наблюдает эдакого сироту в момент самого яркого приключения в жизни. Но приведет ли это приключение к изменению героев, тоже остается загадкой без ответа.

Почему мельчают герои? Куда пропали персонажи, основанные на других архетипах, проживающие долгую и сложную жизнь, — как Гильгамеш, Одиссей, Тирион Ланнистер? Быть может, они устарели и в современных реалиях не важны для писателей, а балом правит «экшен»? Или всему виной нежелание читателей видеть слишком сложных героев в «легком» жанре? Или дело в издателях с их критериями отбора рукописей? В конце концов, какие архетипы необходимы в современной литературе, а без каких “гильгамешей” можно обойтись?
Да, не исключено, что наши впечатления об отечественной фантастике последних лет выглядят спорно, но это, определенно, интересный повод подискутировать.

Для того чтобы установить истину, соберутся психолог и специалист по архетипам Маргарита Изотова, писатель Юлия Зонис и редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский. Ведущий дискуссии – культуролог и маркетолог Мария Акимова. Надеемся, будет жарко.

Доклад К. Фрумкина «Как устроен научно-фантастический рассказ»

Научно-фантастический рассказ ХХ века – уникальное литературное явление, обладающее специфическими закономерностями в построении композиции и сюжета. Можно даже удивляться, сколь однообразно и стереотипно порою было построение рассказов на протяжении всего ХХ века при всем многообразии конкретных сюжетов. Научно-фантастический рассказ направлен на осмысление науки как источника «чудесного» в обыденной жизни, однако сюжеты рассказов чаще говорили о поражении науки и рационального в том или ином смысле, о расплате за научные открытия и обращении изобретений против изобретателей. При этом, будучи прежде всего новеллой с ярко выраженным сюжетом, научно-фантастический рассказ использовал множество приемов, направленных на то, чтобы без лишний лирики изложить сюжет как можно скорее. И очень интересен вопрос, уходим ли мы сегодня от стереотипов классического научно-фантастического рассказа.
Доклад построен на материале русской фантастики.

Ток-шоу «Хочу читать!»

«Книжное море» — избитая метафора, но от нее никуда не уйдешь. Волны новинок, натурально, захлестывают любителей фантастики: ежегодно в свет выходит полторы-две тысячи новых книг, не считая переизданий. И уже не первый год Петербургская фантастическая ассамблея делает все, чтобы помочь читателям устоять в этом бурном потоке, не наглотаться пены. В роли лоцманов выступают наши эксперты: журналист и критик Алексей Ионов, постоянный автор журнала «Мир фантастики», и Василий Владимирский, книжный обозреватель газеты «Санкт-Петербургские Ведомости», сайта «Горький», редактор онлайн-журнала «Питерbook». В этом году они расскажут о десяти книгах минувшего года, которые обязательно должен прочитать каждый поклонник фантастики. Добро пожаловать на ток-шоу «Хочу читать» — и готовьте место на ваших книжных полках!

Доклад Я. Бабкина «Методы и приемы творческой этнографии на примере “Песни Льда и Огня”»

Каждый автор стремится населить свой сказочный или фантастический мир уникальными и интересными расами и народами. А им требуются среда и история, в которых существовать. Дюма говорил: «История лишь стена, на которую я вешаю свою картину». Авторам исторического романа легко, стена у них уже есть, осталась мелочь – написать и повесить картину. А вот перед автором романа фантастического или фэнтезийного стоит еще и строительная задача. Стену для грядущей картину возводить приходится тоже ему.

В рамках доклада постоянного автора портала «Семь Королевств» будет рассмотрено, как формируется этнография мира «Песни Льда и Огня». Какие образы она предлагает читателю и как они могут быть связаны с реальными племенами и народами, а как – с литературными и сказочными архетипами. В общем, взглянем на часто остающуюся за рамками критического анализа работу каменщика, возводящего стену. Роман Джорджа Мартина, как и сопутствующий ему Путеводитель «Мир Льда и Пламени», дают исключительно благодатный материал для подобного взгляда.

Авторское чтение рассказов Святослава Логинова

Авторские чтения давно стали хорошей традицией Петербургской фантастической ассамблеи. Новые, нигде ранее не публиковавшиеся произведения в исполнении самих писателей – подарок для знатоков и ценителей. Но мало кто читает свои тексты с таким артистизмом и темпераментом, как признанный мастер «малой формы» Святослав Логинов. В августе мы из первых уст узнаем, что делал этим летом в своем уединенном загородном поместье живой классик отечественной фантастики, создатель «Многорукого бога далайна» и «Света в окошке», сборников «Страж Перевала» и «Мёд жизни», лауреат «Интерпресскона» и «Странника». Готовьтесь к приятным сюрпризам!

Заседание экспертной комиссии
по делу о «Магических академиях»

Все знают такую фразу: «Произведение представлено на суд публики». Однако мы считаем, что, прежде чем передать дело в суд, нужно в нем хорошенько разобраться. Экспертная комиссия в следующем составе:

  • господин Филолог – Алан Кубатиев;
  • госпожа Психолог – Маргарита Изотова;
  • госпожа Аудитория – Оксана Романова;

определит, из чего состоит продукт «Магические академии» с пикантным соусом «Ромфант», как и почему он столь сильно воздействует на потребителя, кто виноват и что делать. Приглашаем всех сторонников и противников продукта принять участие в обсуждении!

Распорядитель заседания: редактор Светлана Позднякова. Помощник распорядителя: барон Ферцаузен, он же Ярослав Кудлач.

Доклад М. Дробковой «Автор подросткового фэнтези. Он существует или?..»

Писателю все труднее выживать в условиях рынка, где спрос на фантастику падает, доходы населения в лучшем случае не меняются, а количество предложений растет. Пытаясь найти хоть какой-нибудь вариант, многие из нас задумываются: а не написать ли для подростков. Но… Что писать? Как? Умею ли я вообще писать для этой аудитории? И что делать с рукописью дальше? А с изданной книгой? Ведь их так много! Хотите поговорить об этом? Беседу ведет писательница Марина Дробкова, автор подростковой фэнтези-трилогии «Техноведьма» от издательства «Росмэн» и ряда других фантастических книг, финалист конкурса «Новая Детская книга-2015».

Ток-шоу «Со всех сторон Туманный Альбион»

Викторианская Англия вот уже несколько десятков лет не устает волновать писателей всех жанров и направлений. Неовикторианский роман, стимпанк, викторианская готика, альтернативные истории и фантазии, в которых викторианский образ жизни успешно перекочевывает куда угодно, начиная от далекого будущего и других планет, заканчивая обществом драконов, вампиров и механических големов, – список можно только продолжить. Викторианская эпоха дает материал всем, на ее основе можно построить хоть утопию, хоть кровавый хоррор. Изысканные манеры, одетые с иголочки джентльмены, романтика дальних странствий и научного поиска, искусство изысканной беседы, повальное увлечение наукой, чудесная викторианская эксцентрика, дедукция и рационализм – все это дало материал для множества современных романов, фильмов, комиксов, мюзиклов и мультфильмов. Но в литературе немало и другой викторианской Англии: страны Джека-Потрошителя, непроницаемого желтого смога, чудовищной нищеты и грязи, Темзы, вода в которой больше похожа на смолистую слизь, абсолютно бесправного положения женщин, чудовищных перверсий, проституции, повального расизма, догматизма, лицемерия и «бремени белого человека», принимающего подчас монструозные формы. Так насколько образ викторианской Англии, представленный в современной литературе, мифологизирован? Насколько проблематика, которую регулярно затрагивают в большей части романов, созданных под влиянием викторианы, отражает вопросы, которые действительно занимали живших тогда людей? Есть ли в многочисленных и устойчивых мифах и фантазиях о Викторианской Англии хоть какая-то доля правды? И почему она до сих пор так или иначе привлекает писателей, режиссеров и музыкантов по всему миру? Об этом расскажут редактор и переводчик Николай Кудрявцев и культуролог Мария Акимова.

Дискуссия «Зеркало для дракона: почему отечественные писатели-фантасты боятся создавать образы будущего»

Научно-популярная литература в России сейчас на подъеме. Ежегодно выходят сотни книг и тысячи статей о том, как меняется наш мир благодаря достижениям физиков, химиков, биологов, специалистов в IT-сфере. Огромной популярностью пользуются научно-популярные интернет-ресурсы и гик-порталы. Объективный интерес читателей к тому, что происходит на переднем крае технологий и немножко перед ним, очевиден. Появился спрос и на переводную фантастику с научно-техническим уклоном, от романов Питера Уоттса до книг Йена Макдональда. Западные авторы не боятся заглядывать в бездну и присматриваться к вершинам. А вот с отечественными аналогами беда. Почему даже лучшие из наших фантастов давно не пишут о ближайшем будущем, о мире, кардинально изменившемся под влиянием технологий, которые уже появились или появятся завтра? Почему нет попыток удовлетворить этот запрос – за редчайшими, единичными исключениями? Или, может быть, книги отечественных авторов о будущем просто не интересны читателям, привыкшим к постапу и романам про попаданцев? Попробуем найти ответы на эти вопросы вместе с писателями Антоном Первушиным и Юлией Зонис, футурологом Константином Фрумкиным и психологом Маргаритой Изотовой на Петербургской фантастической ассамблее.