— Рассказный мастер-класс Алана Кубатиева
— Круглый стол «Хлебушек для героя, или Как построить космический корабль и не разориться»
— Увлекательныя лекціи про радіацію для дамъ и кавалеровъ (Леонид Каганов)
— Темное условие возникновения сознания (Аркадий Извеков)
— Прощайте, аллюзии!
— Персональные ассистенты и рекомендательные системы: фантастика и реальность (Ирина Пчелинцева)
— Почему ваша бабушка – не инопланетянин? (Сергей Байтеряков)
— «Как писать рецензии, чтобы увидеть их на „Горьком“». Практикум по рецензированию от Константина Мильчина

Рассказный мастер-класс Алана Кубатиева

Рассказный мастер-класс Алана Кубатиева

Ежегодно в рамках Петербургской фантастической ассамблеи проходят практические занятия по литературному мастерству. В 2019 году мастер-класс по рассказам проведет несравненный Алан Кайсанбекович Кубатиев — известный писатель и переводчик, филолог и преподаватель английского языка, а также «лицо» нашего конвента.
Рассказы на мастер-класс принимаются до 20 июля. После этого тексты будут разосланы всем участникам.
Напоминаем требования к рассказам и участникам:
— объем до 40 000 знаков по статистике Microsoft Word, считая пробелы;
— законченность рассказа;
— отсутствие у присланной работы публикаций;
— личное присутствие автора на Ассамблее (заочного разбора не будет);
— готовность прочесть все принятые на мастер-класс рассказы и участвовать в обсуждении.

Работы следует присылать на адрес: seminar@fantassemblee.ru (с пометкой «Рассказный мастер-класс»); допустимые форматы файлов – *.doc, *.docx, *.rtf.

Список участников мастер-класса:

Берцева Татьяна
Богданов Александр
Дождиков Антон
Кочакова Мария
Мазурова Юлия
Пляка Анна
Пляка Сергей
Сандлер Маша
Ткачев Евгений
Удалин Сергей
Фикс Ольга
Черепанов Максим

Работы можно скачать здесь.

Круглый стол «Хлебушек для героя, или Как построить космический корабль и не разориться»

Константин Фрумкин, Мария Акимова, Тимур Максютов

Порою случается так – читаешь увлекательную книгу, а тебя не отпускает предательская мысль: «И кем же ты станешь работать после своей магической академии? Зачем вообще народному хозяйству столько магов?» Или того хуже, идея у автора увлекательная, а история трещит по швам из-за «бытовых мелочей». То инопланетную технологию разрабатывают, а живут при свечах, то кругом волшебство и средневековье, а про то, что антибиотики – чудо из другой эпохи, позабыли.
Моделирование мира делает его детальнее и ощутимей, развивает фантазию и не позволяет исчезнуть вдохновению. Логика мира сама начинает подсказывать мотивы и поступки героев. Но для этого нужно справиться с «бытовыми мелочами», позволить фантастическому допущению прорасти. Ведь и в космической империи может быть рабство, если на то есть экономическая причина.
Но не стоит тревожиться, скучной лекции о политэкономии не будет. Будет интересное и полезное обсуждение находок и провалов в разработке фантастических миров, из которого мы вместе с вами попробуем собрать список полезных советов для всех, кому небезразлично, откуда берут хлебушек их герои.
В этом смелом эксперименте будут участвовать футуролог Константин Фрумкин, писательница и культуролог Мария Акимова и писатель и бизнесмен Тимур Максютов.

Увлекательныя лекціи про радіацію для дамъ и кавалеровъ

Леонид Каганов

Леонид Каганов

Освоение атомной энергии наравне с освоением космоса – две самые яркие страницы в книге достижений человечества, не случайно эти темы так часто встречаются в научной фантастике. Атомный апокалипсис и мир после ядерной катастрофы – популярнейшая тема фантастических сюжетов. Но и в реальной истории накопилось немало ядерных инцидентов – от Хиросимы до Фукусимы. Крупнейшая на сегодняшний день ядерная катастрофа – взрыв реактора ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Интерес к ней не ослабевает, а недавно его всколыхнул новый мини-сериал от канала HBO.
Вместе с Леонидом Кагановым мы поговорим о Чернобыльской катастрофе, обсудим баланс правды и вымысла в новом сериале, посмотрим фотографии интересных мест чернобыльской зоны – от заброшенного города Припять до загадочной установки «Русский дятел». Мы отправимся в покинутые села Украины и Белоруссии, посмотрим, чем сегодня живет Чернобыльская зона, и поразмышляем о том, где проходит грань между радиофобией и реальной опасностью.
Ну и, конечно, мы поговорим о радиации: освежим в памяти нормативы, вспомним методы измерения, пощупаем руками разные виды дозиметров и промерим разные виды радиоактивных (разумеется, слаборадиоактивных) образцов из богатой коллекции Леонида Каганова: части от пультов четвертого энергоблока ЧАЭС, капли оплавленной породы («харитончики») с мест испытания первой советской атомной бомбы и первой в мире водородной бомбы на полигонах Казахстана, а также рассмотрим коллекцию излучающих предметов быта: часов с радиоактивными стрелками, старинных вазочек из уранового стекла и др. Поговорим о том, как отличить некомпетентную панику от настоящей радиационной опасности, и о том, почему не следует срочно бежать пить йод.

Темное условие возникновения сознания

Аркадий Извеков

Писатели-фантасты все чаще обращаются к проблеме сознания. Их, как и ученых, занимает вопрос о необходимых и достаточных условиях для возникновения этого феномена. С уверенностью можно сказать одно: абсолютно необходим мозг. Но будет ли он еще и достаточным условием?
Убедительного ответа на этот вопрос пока нет, и такая ситуация не уникальна. Подобная неопределенность имеет место, к примеру, в современной астрофизике: теория настаивает на существовании неких видов материи и энергии, чье присутствие не подтверждено эмпирически. Более того, даже приблизительно не ясна методология их исследования. Но ученые придумали элегантный способ прикрыть этот провал: непознанные виды материи и энергии стали называть «темными».
Сходный прием можно применить и к проблеме сознания. Не важно, допускаем ли мы, что для его возникновения необходимо что-то еще кроме мозга. В любом случае, мы имеем дело с чем-то не знакомым ни одной из областей современного научного знания. Доклад читает доктор философских наук Аркадий Извеков.

Прощайте, аллюзии!

Николай Караев, Николай Кудрявцев, Шамиль Идиатуллин

Некоторых читателей хлебом не корми, дай только уличить автора в заимствовании: «Он все украл у классиков, у Шекспира, Пушкина и Василия Головачева!» Есть и писатели, которые любят посетовать: «Они не считали очевидные отсылки к Сенеке, Арсению Тарковскому и группе „Коррозия металла“!» Если говорить серьезно, то аллюзия, отсылка к некому литературному произведению или историческому факту, – прием очень сильный и эффективный. Но, как всяким сильнодействующим средством, им опасно злоупотреблять.
На Фантассамблее-2019 мы поговорим о том, как использовать этот инструмент правильно, с чувством, с толком, с расстановкой, где стоит добавить аллюзий, а где без них можно обойтись. А заодно и о том, как распознать аллюзию, правильно ее оценить и понять, от беспомощности автор прибегает к этому испытанному средству или от интеллектуального изобилия. В круглом столе участвуют переводчик и журналист Николай Караев, переводчик и издатель Николай Кудрявцев, журналист и писатель Шамиль Идиатуллин.

Персональные ассистенты и рекомендательные системы: фантастика и реальность

Ирина Пчелинцева

В фантастических произведениях ближнего и дальнего прицела давно исследуется такая разновидность искусственного интеллекта, как персональный ассистент. Рекомендательные системы, которые во многом снимают муки (или право) выбора с человека, тоже прочно обосновались в литературе. Роль и риски таких систем становятся все более интересными.
Для многих из нас незаметно машинное обучение решает, какие новости мы увидим, какие фильмы мы посмотрим, какие комментарии друзей ускользнут от нашего внимания. Что купить, что попробовать, в какое кафе сходить. Голосовые ассистенты стали популярны с приходом Сири и постепенно умнеют.
В рамках доклада Ирины Пчелинцевой, аналитика-разработчика в Яндексе и PhD по математике, мы обсудим:
— в каких произведениях наступающее поколение голосовых ассистентов предсказывалось убедительнее всего;
— как литература и технологический прогресс подкрепляют идеи друг друга;
— почему же пока ассистенты не так умны;
— что из фантастических ожиданий не получается реализовать, но все стараются;
— каких литературных предсказаний хотелось бы избежать,
— …а каких избежать не получится.

Почему ваша бабушка – не инопланетянин?

Сергей Байтеряков

Очень часто авторы (причем как опытные, так и начинающие) при работе над крупной и малой формой совершают одни и те же ошибки. Сергей Байтеряков, ведущий на протяжении многих лет семинар по рассказам и «романный» семинар, разберет следующие важные для писательского мастерства моменты.
— Ошибки в структуре и логике построения текстов (на примере крупных произведений). Или – что надо проверить, прежде чем редактировать слова и буквы?
— Как известно, существует два типа писателей: «архитекторы» и «садовники». Первые продумывают все от начала и до конца, а вторые пишут как бог на душу положит. Как использовать лучшее из обоих подходов? И что делать, если над планом вы работаете дольше, чем над самим романом?
— Структура произведения – его скелет. Если вы не можете все продумать заранее – как добиться, чтобы ваше детище не болело рахитом? Классические структурные ошибки и алгоритм их исправления.
— Все приемы, помогающие сделать героев живыми, известны, но вам они не помогают. Как быть?
— Что такое «решение эпизода»? Если вы видите проблемы в чужих текстах, а в своих нет, – что тогда?
В докладе участникам также предложат классификатор часто встречающихся писательских проблем, словарик решений и чек-лист продолжающего автора.

«Как писать рецензии, чтобы увидеть их на „Горьком“». Практикум по рецензированию

Константин Мильчин

Хорошие новости: читать книги снова стало модно, а еще моднее — быть книжными блогерами! Благодаря новым медиа, таким как телеграм-каналы и Ютуб, книжное обозрение и правда переживает новый расцвет. Каждый волен выбирать площадки для обмена мыслями о прочитанном, но как сделать так, чтобы твои тексты перешли из разряда любительского письма в «настоящую» литературную критику? И тем более чем живет сейчас профессиональная культурная журналистика и как новичку попасть со своей рецензией в крупные специализированные издания?
Секретами мастерства и неочевидными приемами поделится Константин Мильчин – опытный литературный критик, главный редактор литературного портала «Горький.Медиа» и многолетний преподаватель «Школы журналистики „Русского Репортера“». А сделает это он на примере рецензий на «Благие знамения» – недавно экранизированный Amazon роман Терри Пратчетта и Нила Геймана. Все тексты были взяты с конкурса, проведенного в Фейсбуке Александром Прокоповичем, и предоставлены Константину анонимно – так что следить за разбором будет вдвойне интересно!