Игра по правилам или бои на ножах. Что должно быть в рецензии?

Кому из любителей фантастики — да и чтения вообще — не доводилось писать отзывы? Хотя бы в одно-два слова: «Афтор жжот!» или «КГ/АМ». Однако все мы интуитивно ощущаем, что профессиональная рецензия должна выглядеть немного иначе. В чем же разница? Где лежит граница между вольным читательским отзывом и настоящей рецензией, которую можно смело публиковать в настоящей, гонорарной прессе — а при большом везении даже и в «бумажной»? Что вообще должно быть в рецензии для широкой аудитории, а без чего можно спокойно обойтись? Споры не утихают годами, а воз и ныне там. На Петербургской фантастической ассамблее редакторы и журналисты, В. Владимирский, С. Шикарев и другие попытаются дать обоснованный и аргументированный ответ на эти вопросы. Попробуем вместе разобраться, по каким правилам надо играть и какие приемы придется освоить, чтобы успешно влиться в ряды профессионалов.

Дискуссия «“Критик хочет кофе!” или Почему литературная критика не влияет на продажи?»

Помните эту телерекламу? Ресторанный критик заказывает чашечку кофе – и весь персонал ресторана начинает суматошно носиться по кухне, роняя тарелки и сковородки, чтобы удовлетворить тонкий вкус знатока. В литературной критике все иначе. Издатели, писатели, да и сами книжные журналисты годами не устают повторять: рецензии не влияют на продажи. Даже самые восторженные или беспощадно разгромные, опубликованные в молодежных изданиях тиражом несколько сот тысяч экземпляров. По большому счету, в современной отечественной литературе не существует ни «влиятельных критиков», ни «убийц репутаций» – а уж тем более в литературе жанровой. Публика с удовольствием читает рецензии и обзоры, но не придает особого значения оценкам и рекомендациям. Так почему же на постсоветском пространстве сложилась такая ситуация? Как можно изменить такое положение дел – и нужно ли что-то менять? Или, может быть, это поспешное обобщение и существуют исключения из общего правила? Все это мы обсудим на Ассамблее в рамках дискуссии, в которой примут участие главный редактор издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович, пиар-менеджер и журналист Алексей Ионов, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский и другие активные участники «текущего литературного процесса».

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.