Секция телесериалов

Доклад М. Гинзбург «Хоррор в фантастических сериалах»

В широком море хоррора, его подвидах и поджанрах можно выделить его фантастическую часть. Это те произведения искусства, в которых испытываемые героями ужасы имеют фантастическую причину. То есть это не случайно подсевший к вам маньяк; первопричина происходящего имеет либо научное — точнее, обычно сверхнаучное, — либо мистическое, но никак не рациональное объяснение. Корни творящегося зла лежат не в нашей реальности, а уводят за ее пределы — по крайней мере за те, что в данный момент изучены человечеством. Мария Гинзбург хорошо знакома постоянным участникам Фантассамблеи как автор романов, повестей и рассказов в жанре хоррора, создатель старейшего в России конкурса хоррора «Укол Ужаса» и рецензент «Даркера», неоднократный член жюри международного сетевого конкурса «Трансильвания».

Из ее доклада мы узнаем про:

  • отличия хоррора от фантастики, хоррор и фантдопущение как системообразующую и важную смысловую часть и как элементы антуража;
  • фантастические сериалы с «научным» объяснением происходящего мрака и ужаса;
  • фантастические сериалы с мистической компонентой;
  • общую классификацию, виды и подвиды фантастических сериалов с элементами хоррора, эволюцию образов и смещение смысловых акцентов.

Доклад А. Чекулаева «Супергерои захватывают ТВ»

На большом экране у героев комиксов уже давно все хорошо. Теперь вектор их экспансии четко направлен в сторону малого. Сериалы про суперчуваков плодятся как кролики и всерьез угрожают свергнуть с трона признанных королей последних лет — детективы и процедуралы. Что за каналы станут обителью наиболее громких проектов о людях со сверхспособностями в ближайшем будущем? На какие из грядущих комиксных шоу нужно обратить внимание прежде всего? В чем состоят особенности тех или иных сериалов, призванные выделить их из массы конкурентов? Наконец, стоит ли с этим супернатиском бороться — или лучше расслабиться и постараться получить удовольствие? На эти и другие вопросы участников Фантассамблеи-2017 ответит в обзорном докладе профессиональный кинокритик Александр Чекулаев, редактор отдела «Кино/Видео» еженедельника «Петербургский телезритель».

Доклад-показ О. Романовой «Фантастические спектакли Ленинградского телевидения»

Большинству любителей фантастики известны отечественные телевизионные постановки передачи «Этот фантастический мир». Поклонники фэнтези вообще и Толкиена в частности вспомнят телефильм «Хоббит» (который постоянно путают с театральным спектаклем Ленинградского ТЮЗа). Пожалуй, на этом широко известные постановки и заканчиваются. Но телевидение обращалось к жанру фантастики куда чаще, чем принято думать. В Ленинграде снимали фильмы по произведениям Брэдбери, Лема, Шекли, Хайнлайна, Булычева и других фантастов. Фильм «Лишний день в июне» по повести «З1 июня» Пристли стал своеобразной городской легендой – многие помнят, ищут… и не могут найти. Как снимали фантастику на Ленинградском ТВ, как сложилась судьба режиссеров, актеров и самих фильмов, вы узнаете из доклада.
Кроме того, вы увидите фрагменты телепостановок и, возможно, захотите перечитать старую добрую фантастику.

Доклад Я. Будницкого «Безумие как творческий метод»

Безумие в легкой или тяжелой форме давно и нежно любимо сценаристами. И мы с ходу можем припомнить ряд шедевров на эту тему от «Полета над гнездом кукушки» до «Человека дождя». Телевидение в последнее время активно выполняет работу кинематографа, а значит, и психически нездоровые герои становятся частью значимых для мировой культуры телепроектов. Если сериал хороший, а нас интересуют именно такие, то безумие персонажа в нем преследует четкую цель, которую можно отследить по поступкам героев, по влиянию их душевного здоровья на сюжет, на события, происходящие в кадре.
Мы вспомним лучшие сериалы такого плана, исследуем альтернативную реальность, которую создает больной мозг, отследим, как иллюзии помогают герою сражаться со внешним или внутренним врагом.