— «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» в фильмах эпохи немого кино (Мария Ткаченко)
— Отражение культурной травмы в комиксах (Юлия Тарасюк)
— Супергерои и их фантастические миры (Владимир Сидоров)
— Кино и реальность: преодоление границ. Показ короткометражных фильмов В. Винера и круглый стол
— Взлеты и падения японской манги в России. Фантастика и реальность (Екатерина Рябова)
— Секс, оружие и насилие: табуированные темы в киноплакатах
— Монстры города Питера. Показ и обсуждение короткометражного фильма А. Иванова «Гидра». 18+
— «Ты не обязан любить своего соседа, просто начни его УВАЖАТЬ». Презентация просветительского проекта «Респект» (Сергей Симонов)

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» в фильмах эпохи немого кино

Мария Ткаченко

С первых лет существования кинематографа великий Жорж Мельес, основоположник кинофантастики, обращался к мотивам хоррора. С началом XX века монстры из прославленных литературных произведений принялись с успехом осваивать новое искусство. В кинематографе они обрели второе рождение и снискали массовую популярность, перевоплощаясь с каждым этапом технического развития и обращаясь к новым поколениям зрителей.
Эпоха немого кино подарила зрителям классические образы чудовища Франкенштейна, вампира Орлока, Призрака Оперы и других. Однако одним из самых популярных сюжетов, к которому ранние кинематографисты обращались особенно часто, стала история борьбы Добра и Зла в одном человеке – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»…
С первыми воплощениями знаменитой повести Роберта Льюиса Стивенсона на «серебряном экране» познакомит слушателей Мария Ткаченко (Таргис) – кандидат исторических наук, библиограф и литератор, автор нескольких мистических романов и участник литературного сообщества Dark Romantic Club.

Отражение культурной травмы в комиксах

Юлия Тарасюк

Тема травмы поднимается не только в литературе, но и в комиксах. Сегодня на русском языке есть не только отдельные переводные рисованные истории, но уже появились и отечественные комиксы, раскрывающие тему. На встрече мы рассмотрим следующие вопросы: какие визуальные и повествовательные средства используют комиксы в разных странах для отображения исторической травмы и травмы культурной? Как рисованные истории показывают способы переработки травматического опыта и становятся инструментом преодоления травмы? И почему комикс является идеальной формой для того, что сложно передать словами? Доклад читает куратор Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге Юлия Тарасюк.

Супергерои и их фантастические миры

Владимир Сидоров

Людям со сверхспособностями редко удается уживаться с нашей привычной реальностью. Попытки поместить супергероев в «мир за твоим окном» предпринимаются на протяжении всей истории жанра. Но супергерои все равно очень быстро отправляются бороздить просторы космоса или исследовать новые миры, вершить правосудие за пределами нашей вселенной. Это происходит в бесконечном космосе Marvel, с могучими титанами, бессмертными созданиями и героями разных рас и форм. Это случается в волшебном мире DC, где переплетается мифология разных культур и разного происхождения.
Мы поговорим и о других героях, которые не ограничиваются правосудием на локальном уровне и смело отправляются исследовать новые миры. Доклад читает Владимир Сидоров – комикс-эксперт, сооснователь гик-сообщества «Клуб Супергероев».

Кино и реальность: преодоление границ. Показ короткометражных фильмов В. Винера и круглый стол

Участвуют Вадим Винер, Ольга Михалева и Олеся Александрова, модераторы Илья Сергеев и Ярослав Баричко

Фантастика, триллер, нуар – смешение этих востребованных жанров мы увидим в четырех короткометражных фильмах, которые представят на Фантассамблее создатели «АК Галерея»: картины «Капусторуб», Psychedelic breakfast, «Схема» и «Ундервуд» (последний фильм включен в программу кинопоказов на конвенте Comic-Con San Diego-2019). По завершении показа мы обсудим тему преодоления границ между кино и реальностью с режиссером «Ундервуда» Вадимом Винером и актерской группой, снимавшейся в короткометражке, с аниматором и сценаристом «Капусторуба» Ольгой Михалевой и Олесей Александровой. И, конечно, увидим постер «Ундервуда», созданный «АК Галерея» и известным петербургским художником Даниилом Вяткиным, работы которого хранятся в частных и государственных коллекциях, в том числе в Русском музее. Круглый стол модерируют Илья Сергеев и Ярослав Баричко.

Взлеты и падения японской манги в России. Фантастика и реальность

Екатерина Рябова

Первые официальные публикации манги на русском языке появились еще в СССР, но индустрия сформировалась только к концу нулевых. Япония как экспортер уникального продукта – манги, в рамках внешней политики Cool Japan, довольно осторожно и не очень активно входила на российский книжный рынок. Ситуация осложнилась кризисом 2013 года, когда закрылось несколько издательств, специализировавшихся на манге.
В беседе с переводчиком Екатериной Рябовой мы рассмотрим следующие вопросы и темы:
— Что происходит в мире переводной манги в России сейчас?
— Воспринимается ли манга современными российскими читателями как жанр литературы?
— Фантастика vs реальность в сюжетах, популярных у российских читателей.
— Сложно ли переводить мангу и что однозначно не может быть переведено.
Екатерина Рябова перевела на русский язык более сотни работ в жанре манги, в том числе «Хеллсинг» Хирано Кота, «Триган» Ясухиро Найто, «Король-шаман» Хироюки Такэи, Bleach Кубо Тайто, «Тетрадь смерти» Цугуми Обы, «Темные материалы Кёко Карасумы» Хирои Одзи, «Берсерк» Миуры Кэнтаро, «Красный сад» Аямуры Кирихито и многие другие.

Секс, оружие и насилие: табуированные темы в киноплакатах

Илья Сергеев, Ярослав Баричко

Секс, наркотики, оружие, насилие и прочие маргинальные, «бульварные», провокационные темы, которые общество старается табуировать, порой появляются в киноплакатах, в том числе к фантастическим фильмам, и присутствуют там более или менее явно. Многие такие плакаты тут же запрещают, и увидеть их можно только в сети. Но некоторые по разным причинам цензура пропускает, и мы можем встретить их в лайтбоксах ближайшего кинотеатра.
Мы покажем вам смешные, пикантные, страшные кинопостеры, которые были запрещены или цензурированы в России и за рубежом.
Рассказывают и показывают создатели «АК Галерея» Илья Сергеев и Ярослав Баричко.

Монстры города Питера. Показ и обсуждение короткометражного фильма А. Иванова «Гидра». 18+

Петербург рожден для того, чтобы превращать реальность в фантастику: достаточно вспомнить уроки литературы, на которых нам постоянно повторяли, что в произведениях классиков город – полноправный герой. Бронзовая поступь «Медного всадника», сбежавший нос, зевающие сфинксы на набережной – все это мы воспринимаем почти обыденно.
В этом году на Фантассамблее в рамках секции визуального искусства пройдет показ короткометражного фильма «Гидра», а затем состоится разговор с Ильей Сергеевым и Ярославом Баричко (соучредителями АК Галерея) на тему пересечений реального и фантастического, эротического и порнографического, языка литературы и языка улицы, элитарного и массового кино.
Свой проект режиссер Андрей Иванов описывает так:
«Прекрасен Петербург в солнечную погоду. Прекрасен и ужасен одновременно.
Ничто не предвещало беды. Два разгильдяя половозрелого возраста решили снять ролик для интернета. И все бы ничего: и погода удалась, и полицейские не прогнали с моста за несанкционированную съемку, и актриса для откровенного видео нашлась, но Петербург не был бы Петербургом, если бы не случилось нечто странное и фантастическое…»

«Ты не обязан любить своего соседа, просто начни его УВАЖАТЬ». Презентация просветительского проекта «Респект»

Сергей Симонов

АК «Галерея» представляет вашему вниманию культурно-просветительский проект «Респект». Цель проекта – поднять актуальные социальные вопросы и поговорить о них доступным и ярким языком рисунка. Как серьезные темы – предвзятость, война, сексизм, национализм и многие другие – воплощаются в фантастических комиксах? Как язык фантастики помогает изменять отношения между людьми, привносить в них сочувствие и доброту?
В ходе беседы с координатором проекта «Респект» Сергеем Симоновым мы обсудим, как фантастические сюжеты в комиксах влияют на понимание и восприятие животрепещущих проблем современного мира.