Ноу-хау (2013)

Основным форматом учебных мероприятий на фантастических конвентах являются мастер-классы и семинары: когда участники присылают свои тексты, а затем заслуженный мэтр-ведущий (или все присутствующие под руководством ведущего) разбирает их на предмет ошибок и удачных находок. Недостаток такого типа мероприятий заключается в том, что предмет обсуждения сильно зависит от качества и содержания присланных текстов. Сколь бы ни хотелось ведущему поговорить об архитектонике, удержании читательского внимания или постмодернистской гипертекстовости – если основные претензии к разбираемым работам сводятся к «-тся/-ться», канцеляриту и чрезмерной любви к слову «какой-то», приходится говорить именно об этом.

Не отрицая важности мастер-классов и намереваясь проводить их и впредь, мы, однако, решили ввести на Ассамблее новый формат учебных мероприятий, которые будут проводиться ежегодно. Главная идея здесь такова: приглашается известный писатель, и мы предлагаем рассказать ему о каком-то одном аспекте творчества, который ему (как считают организаторы) особо удаётся – поделиться своим ноу-хау. Собственно, мы так и назвали этот формат: «Ноу-хау». Ведущий может использовать любые дополнительные материалы, привлекать участников мероприятия к какой-то практической работе и т.д.

Ноу-хау: «Семейные саги
как основа для романа» (Д. Вересов)

Дмитрий Вересов, автор многочисленных произведений в жанре магического реализма («Ворон», «Третья тетрадь», «Московская сага»), сюжет которых построен преимущественно на основе коллизий отношений внутри большой и сложной семьи, поделится с читателями, а также с молодыми авторами секретами мастерства создания «семейных саг».

  • Семейная история как готовая основа для крупной и сверхкрупной формы любого жанра.
  • Истории «династические» и «органические». Генеалогическое древо как источник вдохновения.
  • Практика написания семейных историй. Случаи из жизни.

Ноу-хау: «Создание запоминающихся героев»
(В. Камша)

Герой при авторе или автор при герое? Кто раньше появился – герой или сюжет? Кто кем виляет: автор персонажами – или наоборот? Идут ли литературные герои в обход и если идут, то зачем? Может ли автор обойтись без них, а они – без своего создателя? И вообще: если герой налезет на автора – кто кого заборет?

Тема эта бесконечна, о ней можно говорить серьезно, можно хихикать, можно быть теоретиком и писать диссертации и критические статьи, либо же – создавать этих самых героев на практике. Все авторы этим занимаются. Но вот только почему-то одни герои, честно пройдя из пункта А в пункт Б и совершив положенное, забываются, а другие вырываются за пределы книги или фильма – и начинают буянить, как нынче говорят, «в реале». Как такое получается – опять же, тема для споров, зачастую доходящих до скандалов: у каждого автора – свои творческие приемы, поди оспорь! Что работает у одного, не обязательно сгодится для другого, каждая сороконожка выбирает аллюр под себя.

И тем не менее экскурсии на чужие творческие кухни бывают полезны и познавательны. На Ассамблее-2013 вы можете заглянуть на таковую кухню к Вере Камше – яростные споры о книжных персонажах которой, то утихая, то возобновляясь, сотрясают Сеть больше десяти лет. Автор поделится с гостями Ассамблеи творческими рецептами «выпекания героев», а уж применять эти рецепты на практике или нет – каждый решит для себя сам.