Секция «Разрушение мифов» (2014)

В этом году мы немножко поразрушаем мифы – уж чего-чего, а их вокруг фантастики, литературы вообще, книгоиздания и книготорговли, фэндома и писательского бытия скопилось великое множество.

 

Разрушение мифов о «книжной» журналистике

Много лет подряд на американском телеканале Discovery выходит телепередача «Разрушители мифов». Герои шоу, два чудика с золотыми руками, проверяют на прочность распространенные утверждения: одни мифы подтверждают, другие опровергают. В области фантастики существует не меньше расхожих клише, чем в любой другой. Организаторы Петербургской фантастической ассамблеи решили взять на вооружение заокеанский опыт и при помощи экспертов проверить, насколько эти мифы и легенды соответствуют реальности. Для затравки Лев Лобарёв, Николай Караев, Василий Владимирский и другие профессиональные журналисты обсудят, много ли правды в таких мифах, касающихся «книжной» журналистики, как:

  • все куплено;
  • рецензент обязательно должен быть объективен;
  • в России мало площадок для публикации книжных рецензий;
  • рецензии может писать любой читатель;
  • не станет фантастов – вам и писать будет не о чем;
  • рецензенты не дочитывают книги до конца;
  • жанр книжной рецензии умер.

Разрушение мифов о книготорговле

Отечественная книготорговля – отрасль достаточно закрытая. Как там все устроено на самом деле, большинство поклонников фантастики только догадывается. А значит, она неизбежно обрастает легендами. На нынешней Ассамблее некоторые из этих мифов опровергнут (или, чем черт не шутит, подтвердят) профессиональные торговцы Мария Акимова и Елена Уланова, не понаслышке знакомые с устройством крупных книготорговых сетей и рынка «вторички»:

  • продают то, что читают, а читают то, что продают;
  • книготорговцы завышают цены в разы и имеют большие прибыли;
  • хорошая обложка существенно влияет на продажи;
  • продается только то, что выкладывается на приоритетные места в магазине;
  • падение продаж – результат низкой квалификации сотрудников магазинов;
  • молодежь не покупает классику и современную литературу даже в «сливе»;
  • букинисты живут за счет массовой литературы;
  • в провинцию везут только книги АСТ и «Эксмо».

Разрушение мифов о рекламе и продвижении
в области фантастики

Еще одна глубоко мифологизированная тема – книжная реклама. Каких только диких, несуразных мнений не услышишь на этот счет! Молчат только профессиональные пиарщики. На Петербургской фантастической ассамблее мы решили внести некоторую ясность. Представители рекламных отделов ведущих петербургских издательств, выпускающих фантастику, квалифицированные эксперты, знающие рекламную «кухню» изнутри, наконец прокомментируют мифы, собранные при участии посетителей интернет-портала «Лаборатория фантастики»:

  • телесериал или кинофильм, снятый по книге, делает её бестселлером;
  • появление автора в телевизионной передаче или упоминание о нём на центральном канале приводит к резкому росту продаж;
  • хорошая книга не нуждается в рекламе, она и так найдет путь к читателям;
  • наружная реклама – самый эффективный инструмент продвижения книги;
  • агрессивная реклама поможет продать любое фуфло;
  • «сарафанное радио» – самый эффективный инструмент продвижения книги;
  • лучше всего продает книгу обложка.

Разрушение мифов о тиражах и гонорарах
(Н. Аверин)

Мифы о тиражах и гонорарах отечественных фантастов чаще всего возникают не в умах простых читателей, а в сознании молодых талантливых авторов, тех, кто планирует и сам когда-нибудь покорить литературный Олимп. Отсутствие достоверной информации из первых рук порождает жуткие и фантастические легенды – а профессионалы, хорошо ориентирующиеся в вопросе, не спешат делиться своими знаниями: во-первых, зачастую это запрещено условиями контрактов, во-вторых, может разрушить тщательно выстроенный имидж. На Петербургской фантастической ассамблее некоторую ясность в этот вопрос внесет Никита Аверин, несколько лет плотно сотрудничавший как писатель и редактор-составитель с гигантами книжной индустрии «АСТ» и «Эксмо», неоднократно выступавший в качестве ивент-менеджера и организатора фанатских интернет-групп. Он разрушит – или подтвердит – следующие мифы о тиражах и гонорарах:

  • Чем больше тираж, тем выше гонорар.
  • Издательства выпускают «левые» тиражи и допечатки.
  • Если книгу издают тиражом от 5000 экземпляров, то ее обязательно раскупят.
  • Русскоязычную фантастику стали меньше выпускать.
  • С электронных продаж в России невозможно заработать суммы, сопоставимые с гонорарами от бумажных изданий.
  • Начинающие авторы всегда получают мизерные гонорары.
  • На гонорары от книг могут хорошо жить лишь несколько отечественных писателей-фантастов.
  • Писатель-фантаст не может заработать большие суммы денег с помощью краудфандинга.
  • Book-on-demand никогда не приносит автору большой прибыли.
  • Экранизация романа гарантирует автору увеличение тиражей и гонораров.

Разрушение мифов о малотиражных изданиях
и print-on-demand

Ни для кого не секрет, что современная российская система книгоиздания и книготорговли монструозна и неповоротлива. Большинству малых издательств и практически всем работающим по принципу print-on-demand (печать по требованию) в ней нет места. И тем не менее именно на малые издательства в основном фэны возлагают надежды получить качественную, интеллектуальную, нишевую фантастику. Насколько это реально – выпускать не-массовую литературу малыми и сверхмалыми тиражами, сможет ли она в конце концов найти своего читателя, расскажут люди, задействованные в этом процессе не первый год: Лин Лобарев, Александр Петров, Юлия Андреева и др.