Одна из главных проблем «жанровой» литературы (причем не только в последние годы и не только в России) – узость представления массового читателя о том, что же такое фантастика. А именно на эту аудиторию ориентируются крупные издательства, стремящиеся к максимальной прибыльности. На обочину оказались вытеснены не только бесчисленные сочинения графоманов, но и новаторские, экспериментальные вещи, а заодно и произведения, не укладывающиеся в существующие серии по чисто формальным признакам. Весь этот корпус текстов и носит собирательное название «неформат». В этом году Петербургская фантастическая Ассамблея решила дать трибуну неформатным фантастам – а заодно представителям издательств, рискующих печатать такую литературу небольшими тиражами или по схеме «печать по требованию». Кто знает: может быть именно за ними – будущее «бумажной» книги?

 

Круглый стол о «неформатной» фантастике
(в двух частях)

Что такое «неформатная» фантастика? Ответ заключается в самом названии. Это та фантастика, что не укладывается в сложившиеся издательские серии, не соответствует представлению редакторов о том, что может заинтересовать массового читателя, отбиться в продаже. Было бы преувеличением сказать, что «неформат» — синоним «качественной литературы». Однако именно на этом поле ставятся сегодня самые смелые эксперименты, оттачиваются самые острые перья, кипит самая напряженная полемика. Петербургская фантастическая Ассамблея решила дать слово тем, кого обычно относят к «неформатным» авторам – и тем, кто время от времени пописывает «неформат», оставаясь вполне востребованным литератором. А также представителям малых издательств, готовым предоставить площадку для публикации писателям, чьи книги не сулят немедленно принести миллионы. В рамках конвента пройдет круглый стол авторов и издателей «неформата» в двух частях: на наши вопросы ответят те, кто пишут эту литературу, и те, кто ее издает. Круглый стол ведет журналист и критик Василий Владимирский.

Тезисы к первой («писательской») части:

  • Что такое «формат» и чем он отличается от «неформата»?
  • Как провести границу между сочинением графомана, чьи «нетленки» ни одно издательство не принимает по причине крайнего убожества, и качественным художественным текстом, не укладывающимся в современные представления о высокотиражной литературе?
  • «Неформатность» – случайное стечение обстоятельств или сознательная позиция?
  • Куда податься «неформатному» писателю?
  • Как можно продвинуть «неформатную» книгу?
  • Может ли вообще автор, пишущий один только «неформат», не участвующий в издательских проектах и не сочиняющий саги про «попаданцев», считаться профессионалом – или для него это хобби вроде вышивания гладью?

Тезисы ко второй («издательской») части:

  • Кто такой — читатель «неформатной» фантастики, чем он отличается от потребителя продукции «больших» издательств?
  • Есть ли свой «формат» у «неформата», или по каким критериям отбирается такого рода литература?
  • Как минимизировать расходы на допечатную подготовку и печать при сверхмалых тиражах?
  • Тиражи и гонорары: на что может рассчитывать писатель, согласившийся сотрудничать с малым издательством, и что он получит на самом деле?
  • Нужны ли в малотиражном издании «фишечки и рюшечки»: предисловия-послесловия, иллюстрации, качественная обложка?
  • Как строится работа малых издательств с оптовиками, книготорговыми сетями, интернет-магазинами?
  • Каковы перспективы «электронных» книг, если речь идет о заведомом «неформате»?

Доклад «Великое искусство микрорассказа» (С. Логинов)
и чтение сверхкоротких рассказов
в авторском исполнении

Нельзя сказать, что в России «сверхкороткая» прозаическая форма в загоне: микрорассказами балуются многие наши фантасты, от Евгения Лукина до Петра Бормора и от супругов Дяченко до Владимира Аренева, им уделяет неослабевающее внимание журнал «Мир фантастики», их награждают литературными премиями… Но что такое микрорассказ, в чем его специфика, каковы характерные черты – понимают далеко не все. Только ли в объеме дело?.. Жгучую тайну этого жанра участникам Петербургской фантастической ассамблеи раскроет писатель Святослав Логинов, виртуоз «сверхмалой формы», единственный член номинационной комиссии премии «Интерпресскон-мини», ежегодно вручаемой на одноименном конвенте.

  • Что такое сверхкороткий рассказ?
  • Микрорассказ – синопсис развернутой новеллы или самостоятельный жанр?
  • Что он дает читателю и писателю?
  • Чего ни в коем случае не должен делать автор «сверхмалой» формы?
  • Куда пристроить микрорассказ в начале XXI века?

«Фантастика и поэзия: плюсы и минусы
близкородственного скрещивания»,
обсуждение с примерами (Л. Лобарев)

Что общего у поэзии и фантастики и есть ли между ними хоть какие-то различия? Зачем они могут быть нужны друг другу? «Звезда с звездою говорит» – образ или смелое фантдопущение? Сонеты Цурэна – что в них нереального? Каким становится стихотворение, если в него впрыснули фантастический элемент? Как решали все эти вопросы раньше? Как их можно решить сейчас?

К каждому вопросу в качестве примеров за и против – стихи современных поэтов и не только.

Представление пополняемого собрания сочинений
Далии Трускиновской

Три года назад в рижском издательстве «Снежный Ком» была задумана серия «Ego», в которой планировалось издавать собрания сочинений современных авторов. В старом формате издательство успело выпустить только одну книгу – «Королева белых слоников» Юлия Буркина. Сейчас же решено было идею возродить, но издавать не по обычным правилам, а коллекционно с предзаказами. Первым собранием сочинений, изданным по новой схеме, станет собрание сочинений Далии Трускиновской. На Петербургской фантастической ассамблее Эрик Брегис и соучредитель проекта Михаил Физиков представят уже отпечатанный первый том собрания – роман «Шайтан-звезда».

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.