Киберпанк. Дискуссия о жанре

Участвуют Василий Владимирский, Николай Караев

«Киберпанк» — слово, которое ласкает слух любителя фантастики (и не только), с одной стороны, обещает революционный прорыв, концептуальный переворот, а с другой — манит общедоступными и фантастическими по эффективности высокими технологиями. Не все уже помнят, что как литературный феномен киберпанковское движение зародилось в начале 1980-х, когда IT–революция только начинала набирать обороты, а самый известный киберпанковский роман, «Нейромант» Уильяма Гибсона, отстукан на аналоговой пишущей машинке.
Что такое киберпанк сегодня, какие этапы эволюции (или деградации) он прошел за минувшие десятилетия, каковы основополагающие черты этого жанра и применимо ли тут вообще такое понятие, как жанр? Чем поверхностная имитация отличается от настоящего, хардкорного киберпанка? Чего ждет от этого направления массовый читатель — и что он получает в итоге, в том числе от российских авторов? На Петербургской фантастической ассамблее — 2019 эти вопросы обсудят Николай Караев и Василий Владимирский.
Интриги, загадки, расследования, сенсационные разоблачения отцов-основателей и скандальные откровения литературных критиков — не забудьте зарядить свои смартфоны!

Дискуссия «Книги значительные и влиятельные»

Участвуют Шамиль Идиатуллин, Константин Мильчин, Дмитрий Громов, Олег Ладыженский. Модератор Василий Владимирский

Любые книги, оставившие след в литературе, в том числе литературе фантастической, можно условно разделить на две категории: значительные – и влиятельные. На значительные книги ссылаются в учебниках, их приводят в пример, а самое главное – продолжают читать десятилетиями. Влиятельные книги порождают поток подражаний, их растаскивают на цитаты, вокруг возникают целые школы. По большей части эти множества пересекаются, но далеко не всегда. Как происходит превращение просто хорошей книги в влиятельную или значительную? Почему некоторые значительные фантастические романы последних десятилетий – «Дом, в котором» Мариам Петросян или «Я, хобо» Сергея Жарковского – так и не стали влиятельными? А главное, как опознать такую книгу, предсказать ее судьбу? Мы не знаем ответ на эти вопросы – но попробуем найти его на Фантассамблее-2019 вместе с критиком Константином Мильчиным, писателями Шамилем Идиатуллиным и Генри Лайоном Олди (то есть Дмитрием Громовым и Олегом Ладыженским). Модерирует круглый стол Василий Владимирский.

«Олди и компания». Встреча с читателями

Разговор с сэром Генри Лайоном Олди – это всегда незабываемое событие. Тем более приятно, что и в этом году Дмитрий Громов и Олег Ладыженский решили посетить Ассамблею и снова встретиться с читателями. Кто бывал, тот знает: сэр Олди – прекрасный (единый в двух лицах!) оратор, готовый поддержать любую тему, волнующую зал. Так что готовьте свои вопросы, сомнения и предложения!
Кстати, фанаты писателей высчитали, что в 2019 году у Олди своеобразный юбилей. Их новый роман «Нюансеры», который, как мы все очень надеемся, выйдет в августе, станет сороковым в творчестве авторов. Интересно, а каково это – писать после сорока? Не хочется ли вернуться и переосмыслить старые темы? Или, наоборот, душа просит нового и неизведанного? А если просит, то чего именно? Дмитрий Громов и Олег Ладыженский с радостью поговорят о творчестве, о литературе, о самих себе и о других – и обо всем, что будет интересно вам.

Круглый стол «Наше фантастиковедение и почему его нет»

Участвуют Алексей Караваев, Константин Мильчин, Константин Фрумкин, Артем Зубов

В культовом фильме «ДМБ» звучит фраза: «Видишь суслика? И я не вижу. А он есть». С нашим фантастиковедением ровно наоборот: мы его вроде бы видим – а его нет. Каждый год в российских институтах защищаются кандидатские и докторские диссертации по книгам фантастов, в бумажных и электронных СМИ появляются глубокие аналитические статьи, на научных конференциях и конвентах звучат любопытные доклады, выходят даже книги – биографии писателей, монографии, сборники статей… Но фантастиковедение как единое, многоуровневое, внутренне целостное явление в России пока как-то не сложилось. Не хватает системности, последовательности, некоего внутреннего стержня.
О том, что должно произойти, чтобы эта печальная ситуация изменилась, мы постараемся разобраться вместе с историком фантастики Алексеем Караваевым, главным редактором сайта «Горький» Константином Мильчиным, литературным критиком Константином Фрумкиным и филологом Артемом Зубовым. Модерирует круглый стол составитель книжной серии «Лезвии бритвы» Василий Владимирский.

Забытые вехи: события из истории нашей фантастики, достойные книги

Алексей Караваев

История нашей фантастики – тема непопулярная. О ней написано мало книг, у нас до сих пор нет даже скромной сводки, хоть как-то охватывающей все периоды развития советской и российской фантастики. Стать объектами серьезного изучения повезло лишь некоторым авторам: братьям Стругацким, Ефремову, Беляеву, Булычеву. О процессах же, формировавших и определявших развитие жанра в России, и вовсе не говорят.
Между тем история нашей фантастики полна взлетов и падений, трагических поворотов, утрат и достижений. Времена оттепели сменялись периодами ограничений, расцвет – Великим Вымиранием. Отдельной отдушиной были советские журналы, создававшие свои неповторимые фантастические реальности. А уникальная, всеми ныне забытая фантастика двадцатых годов прошлого века, бесшабашная и нескованная? Первый жанровый журнал в России начал выходить в 1910 году, а «Всемирный следопыт» – за год до первого НФ-журнала знаменитого Хьюго Гернсбека.
Вместе с Алексей Караваев мы поговорим об истории развития нашей фантастики. О ее победах и поражениях, ключевых развилках и сражениях, о людях и событиях, достойных хорошей книги. И о том, появится ли когда-нибудь такая книга.

Мэри Шелли и ее «Современный Прометей»

Любовь Паршина {Leo}

Уже два века минуло с момента выхода романа Мэри Уолстонкрафт Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Публикация породила ряд скандалов и споров, которые продолжаются и по сей день. Встречаются крайние мнения: от того, что роман фактически написан Перси Шелли, и до того, что Мэри была сильной, независимой женщиной, бесконечно угнетаемой патриархальным бытом.
К середине XX века благодаря голливудским творцам роман стал ассоциироваться исключительно с жанром грошового ужаса, а к концу столетия снова проснулся интерес к оригинальному сюжету и к его автору. Во многом этому способствовало то, что эхом сюжетов Мэри Шелли отозвались как некоторые достижения медицинской науки, так и сюжеты уже современных нам писателей-фантастов.
Попробуем же разобраться и понять, насколько знаменитый роман Мэри Шелли повлиял на всю фантастику в целом. Ну и без ужасов и феминизма тоже не обойдемся! Доклад читает постоянная участница Ассамблеи, писательница, автор произведений в жанрах мистика и хоррор Любовь Паршина {Leo}.

Конкурсы детской литературы. Руководство по эксплуатации

Дмитрий Казаков

Тому, кто пишет для детей и подростков, проще всего пристроить рукопись через конкурс. Конкурсов много, они разные: одни проводятся регулярно, другие от случая к случаю, одни устраивают издатели, другие – книжные магазины или общественные организации; призом в одном случае может быть приличная сумма денег, в другом – публикация. Иногда победителя выбирают читатели, иногда редакторы, иногда – группа экспертов.
Но мало знать о конкурсе, надо еще уметь с ним обращаться! Хотите научиться? Своим опытом поделится писатель, переводчик, литературный тренер Дмитрий Казаков.

Мораль будущего

Константин Фрумкин

И мораль, и человеческие ценности постоянно эволюционируют. Например, мы видим, как общества, в которых люди имеют по отношению друг к другу моральные обязательства, постоянно расширяются, но при этом сила альтруистических чувств уменьшается. Иногда социологам с помощью массовых международных опросов удается зафиксировать, как именно изменяются человеческие ценности. Важнейшим источником информации об этом является Всемирный обзор ценностей – социологический проект, в рамках которого вот уже более 40 лет проводятся регулярные опросы в десятках стран, включая СССР и Россию.
Рассмотрев существующие тренды развития, можно попытаться представить, какие ценности и моральные нормы могут появиться у человечества в обозримом будущем. Доклад читает футуролог и литературный критик Константин Фрумкин.