— Доклад-дискуссия «Pulp fiction без конца. Американские журналы и онлайн-площадки самопубликации в России: что общего?» (Василий Владимирский)
— Круглый стол «Актуальность после актуальности» (Вера Богданова, Дмитрий Захаров)
— Круглый стол «Чего ни хватишься — ничего нет. Почему у нас не существует индустрии фантастической периодики и что сделать, чтобы она появилась?» (Василий Владимирский, Константин Фрумкин, Лин Лобарёв)
— Круглый стол «Чего ни хватишься — ничего нет. Почему у нас не существует индустрии фантастической периодики и что сделать, чтобы она появилась?» (Василий Владимирский, Константин Фрумкин, Лин Лобарёв)
— Круглый стол «Волновая теория. “Четыре волны” советской фантастики» (Дмитрий Захаров, Лин Лобарёв, Константин Фрумкин)
— Дискуссия «Погасил ли ветер волны?» (Дмитрий Захаров, Лев Лобарёв и Василий Владимирский, модератор Эльдар Сафин)
— Открытое интервью «Почему я перестал быть фантастом(кой)?» (Вера Богданова, Дмитрий Захаров и Дарья Бобылева)
— Дискуссия «Почему у нас нет истории фантастики»?» (Ася Михеева, Галина Юзефович, Василий Владимирский, модератор — Лев Лобарёв)

Доклад-дискуссия «Pulp fiction без конца. Американские журналы и онлайн-площадки самопубликации в России: что общего?»

Словосочетание «Pulp Fiction» известно нам прежде всего из фильма Квентина Тарантино. Но настоящий американский палп возник задолго до текстов, к которым отсылает зрителей классик кинематографа, еще на закате XIX века. Тонкие журналы в аляповатых обложках, напечатанные на отвратительной бумаге, перевернули развлекательную индустрию. Точно так же сегодня коммерческие онлайн-площадки самопубликаций меняют литературный ландшафт России. И это не единственная черта сходства. Об удивительных параллелях между развлекательной литературой девятнадцатого и двадцать первого веков мы поговорим с журналистом и редактором, книжным обозревателем Василием Владимирским. А заодно, основываясь на знаниях о прошлом, попытаемся вместе с участниками Ассамблеи в зале провести небольшой мозговой штурм и спрогнозировать будущее сайтов «Автор.Тудей», «Литнет» и других подобных площадок.

Круглый стол «Актуальность после актуальности»

Последние годы актуальная проза на подъеме, в том числе актуальная проза с мощным фантастическим элементом. Ее охотно издают, азартно обсуждают в соцсетях, выдвигают на престижные премии. Но у художественной литературы есть одно малоприятное свойство: любая широко востребованная тема рано или поздно приедается читателям, даже самая злободневная и связанная с реальными проблемами современного общества. К этому неизбежному кризису стоит готовиться заранее. Попробуем выступить в роли книжных футурологов и попытаемся представить, что будет, когда наши издатели вытопчут эту поляну до скального основания, как было с бандитскими детективами 1990-х, «вампирбургерами» или постапокалиптикой, и текущая «актуальная повестка» окончательно перекочует в сферу журналистики и публицистики. Какие темы могут стать актуальными для писателей-фантастов после затухания «актуальной прозы»? Об этом на Петербургской фантастической ассамблее поговорят писатели Вера Богданова, Дмитрий Захаров и другие литераторы, имеющие прямое отношение к современной «актуальной прозе» с фантастическим уклоном.

Круглый стол «Чего ни хватишься — ничего нет. Почему у нас не существует индустрии фантастической периодики и что сделать, чтобы она появилась?»

Расцвет нишевой фантастической периодики пришелся в России на 1990-е годы и начало нулевых годов XXI века. Последние десять лет традиционные журналы выживают с трудом, а общее их количество сократилось до двух наименований: «Мир фантастики» и «Полдень». Что удивительнее, на смену им не пришли онлайн-медиа, хотя переход к электронному формату вроде бы позволяет решить многие технические проблемы. Для сравнения: сегодня в России существует более тридцати общелитературных веб-изданий, с которыми сотрудничают в том числе и опытные профессионалы, от «Горького» и «Года литературы» до порталов сайтов «Лиterraтура» и «Артикуляция». Но с фантастикой что-то пошло не так. Что именно и как это можно исправить — центральная тема круглого стола, в котором участвуют Василий Владимирский, Константин Фрумкин, Лин Лобарёв и другие.

Круглый стол «Волновая теория. “Четыре волны” советской фантастики»

Дмитрий Захаров, Лин Лобарёв, Константин Фрумкин
Советскую фантастику принято делить на четыре волны, четыре поколения — это устоявшаяся традиция. Правда, почему именно четыре, мало кто помнит, а откуда взялись «волны», не знает почти никто. Между тем, не разобравшись с прошлым, труднее понять события, которые происходят в настоящем. На Фантассамблее в августе мы попытаемся разобраться, с чем именно было связано появление «волн» в фантастике СССР, насколько адекватно оно отражает реальные события в отечественной литературе тех лет и насколько «волновая теория» применима к современной жанровой литературе. В круглом столе участвуют писатель Дмитрий Захаров, журналисты Лин Лобарёв, Константин Фрумкин и другие.

Дискуссия «Погасил ли ветер волны?»

Дмитрий Захаров, Лев Лобарёв и Василий Владимирский, модератор Эльдар Сафин
История советской фантастики закончилась в 1991 году, вместе с историей Советского Союза. Но теория «четырех волн» до сих пор не отпускает отечественных любителей НФ. Жанровые критики разошлись не на шутку: одни из них насчитали в постсоветской фантастике пять новых «волн», другие ограничились тремя, — но к консенсусу так и не пришли. На Петербургской фантастической ассамблее мы поговорим о том, есть ли вообще основания для деления современной литературы на «волны», в чем специфика новых движений и течений, появившихся за последние тридцать лет, не устарела ли методология, основу которой заложил Анатолий Федорович Бритиков. И, возможно, даже сумеем наконец договориться о терминах! В дискуссии участвуют писатель Дмитрий Захаров, исследователи истории отечественной фантастики Лев Лобарёв и Василий Владимирский. Модерирует писатель Эльдар Сафин.

Открытое интервью «Почему я перестал быть фантастом(кой)?»

Вера Богданова, Дмитрий Захаров и Дарья Бобылева
Каждому любителю фантастики хорошо известно, что наш любимый жанр принципиально отличается от большой литературы. Не, ну правда, это же совсем другое! Сами посмотрите, где фантастика, а где мейнстрим!
А кстати, где они?
Чем отличается мейнстрим от фантастики, с точки зрения читателя?
Чувствуют ли авторы разницу между произведениями и если да, то что им интереснее писать?
Эти животрепещущие вопросы обсудит Тина Желокова в ходе открытого интервью с Верой Богдановой, Дмитрием Захаровым и Дарьей Бобылевой, восходящими звездами российской фантастики. Или — большой литературы?

Дискуссия «Почему у нас нет истории фантастики»

Ася Михеева, Галина Юзефович, Василий Владимирский, модератор — Лев Лобарёв
Историю англо-американской фантастики мы парадоксальным образом знаем лучше, чем историю фантастики отечественной. Биографию любого крупного британского или американского фантаста от Хайнлайна и Азимова до Филипа Дика и Дж. Г. Балларда без труда можно найти на английском (а в некоторых случаях в любительском переводе и на русском). Очерк истории фантастики за последние два столетия? Пожалуйста: вот вам интерпретация Брайана Олдисса, версия Алексея и Кори Паншиных, обзор Адама Робертса et cetera, et cetera. Отечественные фантастиковеды всматриваются в прошлое куда менее пристально, хотя интерес читателей к этой теме никуда не делся. Даже там, где достаточно протянуть руку, приложить минимальные усилия, чтобы добраться до уникального материала, зияют трагические пробелы — а историки «жанровой литературы» стыдливо бубнят оправдания. Так почему же мы с таким упорством и изобретательностью избегаем осознания своего прошлого? Обходим стороной архивы, не пишем биографий, до последнего не спешим проинтевьюировать еще живых свидетелей и участников эпохальных событий? На Фантассмблее-2021 на этот вопрос попытаются ответить Ася Михеева, Галина Юзефович и Василий Владимирский. Модерирует дискуссию Лев Лобарёв.