«Генрих Альтов, летящий по вселенной». Доклад А. Балабухи

Наверное, каждый, кто хоть краем уха слышал о ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, знает имя создателя этой методики – Генриха Сауловича Альтшуллера. А вот творчество Генриха Альтова, автора сборников «Опаляющий разум», «Создан для бури», «Летящие по вселенной», создателя целого мощного направления в советской научной фантастике, увы, помнят хуже: последний раз его книги переиздавались у нас более 15 лет назад. Между тем это один и тот же человек – ученый, писатель, теоретик жанра, одна из самых важных фигур в послевоенной истории нашей фантастики. В этом году на Петербургской фантастической ассамблее о Генрихе Альтове-Альтшуллере в обеих его ипостасях расскажет писатель, переводчик, критик и старейшина нашего «фантастического цеха» Андрей Дмитриевич Балабуха.

«Викторианская фантастика». Доклад Н. Караева

Не «Машиной времени» единой: фантастика, которую писали джентльмены (и леди) в эпоху, получившую имя королевы Виктории (на троне с 1837 по 1901 год), была разнообразной и весьма интригующей. Писатель и переводчик Николай Караев расскажет о том, какой тогда была фантастика, а также о тех викторианских сочинениях, которые кажутся фантастикой сейчас, а в благословенном XIX веке успешно маскировались под богословские трактаты и даже научно-популярные сочинения. Эволюция, энтропия, путешествия во времени, выход в четвертое измерение, путешествия на Марс и свидания с вампирами — когда-то всё это было миру в новинку; более того, все эти истории куда интереснее, чем может показаться тем, кто слышал имена Герберта Уэллса и Брэма Стокера с детства.

Круглый стол «Коренной перелом. Что должно произойти, чтобы отечественная фантастика перестала числиться по ведомству тривиальной литературы»

По распространенному мнению, российская фантастика переживает очередной кризис. Нет, книг выходит более чем достаточно – около тысячи новых фантастических романов каждый год. Но по большей части в этих текстах бесконечно ротируются одни и те же темы, конфликты, сюжетные повороты, повествовательные приемы, почерпнутые авторами, как правило, из той же российской фантастики. Нет, конечно, есть и другие книги, другие авторы – но на общем однообразном фоне они, увы, теряются бесследно. Так уже было в 1950-х – пока не появились прорывные новаторские романы Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Владимира Савченко, Ольги Ларионовой, Кира Булычева, Виктора Колупаева и многих других. Так было в 1970–1980-х, пока «четвертая волна» не достала свои рукописи из заветных ящиков письменных столов. Что такое должно произойти с нашими читателями и писателями, чтобы слово «фантастика» перестало быть синонимом «тривиальной литературы»? Об этом мы поговорим на Петербургской фантастической ассамблее-2018 в рамках круглого стола «Коренной перелом» с социологом и писателем Асей Михеевой, писателем Эльдаром Сафиным, литературоведом и писателем Аланом Кубатиевым и другими участниками «текущего литературного процесса».

«Советские фантастические книжные серии 50–80-х годов и их роль в формировании читательских пристрастий отечественного фэндома». Доклад Р. Арбитмана

Советские фантастические книжные серии — одна из тем новой книги Р. Арбитмана «Субъективный словарь фантастики», которая будет презентована в ходе доклада. Сегодня члены российского фэндома не всегда четко представляют себе, как скуден был ландшафт советских фантизданий и сколь важную роль играл человеческий фактор. Арбитман расскажет, как рождалась и приходила в упадок серия «ЗФ», как слово «молодогвардейский» применительно к фантизданиям из гордого стало бранным и почему любое фантпроизведение, изданное в соответствующей серии, вне зависимости от литературного качества, было востребовано читателями. Речь пойдет о любителях и коллекционерах, о фанатах и тех читателях, которые «желали странного». И поскольку в названии книги есть слово «субъективный», то и о личных вкусах, которые, как известно, только провоцируют споры…

«Леттерпанк, или Путеводитель для заблудившихся
в книгограде». Доклад И. Голдин

Вы заблудились в тексте? Не можете (или не хотите) выйти из Книгогорода? Потеряли букву и теперь никак не можете составить собственное имя? Кто-то забрался в книгу и вероломно меняет в ней события? Дворецкий больше не хочет быть убийцей и грозится подать в суд на автора за клевету? Вы подобрали где-то весьма мрачного принца Датского, и теперь он везде таскается за вами, а ваш малолетний сын говорит на lorem ipsum? Вы — автор, вхожий в Абсолютный текст, и за вами охотятся? Судя по всему, вы оказались в жанре «леттерпанк». Если в киберпанке действие происходит в виртуальной реальности, то для того, чтобы попасть в леттерпанк, вам не нужно глотать таблетку. Достаточно прочесть книгу. Здесь нарочно опускается «четвертая стена», здесь действие происходит в мире литературы, герои взаимодействуют со своими, а часто и чужими авторами, правила повествования злостно нарушаются (куда смотрит беллетиция?), а попавшему сюда человеку лучше разжиться чернилами, чем деньгами. Мэтр леттерпанка, который сразу приходит на ум, — Джаспер Ффорде, подаривший нам литтектива Четверг Нонетот. Однако он не единственный — в леттерпанк заносило многих известных писателей, от Лео Каганова до Стивена Кинга. На Фантассамблее мы попытаемся вспомнить этих авторов, очертить границы жанра и понять, чем он нас привлекает.

«Викторианская карикатура как предчувствие будущего». Доклад-показ М. Акимовой

Оглянувшись в прошлое, мы – с удивлением, с радостью или, быть может, со страхом – можем увидеть в нем отражение настоящего. А повернув его под определенным углом – даже будущего. На стыках эпох такие «оглядки» приобретают особенную популярность. Каким наши предки видели 2017 год? Что за волшебным и удивительным должен был стать мир? Космические путешествия, летающие машины и прочие… назовем это «смелые фантазии». Но, самое интересное, далеко не все люди были настолько благосклонны к техническому прогрессу. Он и давал надежду, и пугал, а лучший способ справиться со страхом – посмеяться над ним. Что бы мы теперь ни думали о «чопорной» викторианской Англии, а островитяне любили посмеяться. И порой карикатуристы предугадывали будущее гораздо точнее, чем литераторы и поборники прогресса. Да, возможно, их идеи не выглядят настолько грандиозно, как проекты космических кораблей, только вот не космическими кораблями едиными жив человек. И внимательно листая подшивки пожелтевших газет XIX века, не только узнаешь в рисунках век XIX, но и задумываешься: не скрываются ли и на этих страницах еще какие-нибудь ростки будущего? А там, чем черт не шутит, быть может, и современные мемы превратятся для потомков в примеры нашей удивительной прозорливости. Давайте же посмотрим, как карикатура может спустя время стать не насмешкой «на злобу дня», а отличной фантастической – а порой и вполне реалистической – идеей.