Секция подростковой фантастики (2015)

Круглый стол «До шестнадцати и плюс:
подростковая литература и возрастные рейтинги»

Прошло не так уж много лет с тех пор, как на обложках отечественных книг появилась возрастная маркировка: «8+», «12+», «16+», «69+»… Не секрет, что во многих издательствах, которые специализируются на детской и подростковой литературе, категорически не приветствуются произведения, где появляются курящие персонажи – и это никак не связано с качеством самого текста. То есть у Джоан Роулинг, например, в этой ситуации не было бы просто никаких шансов: ее герои, в том числе положительные, мало того, что курят, так еще и выпивают!.. Ну а весной 2015 года прогремел скандал, когда с полок нескольких крупных московских магазинов по требованию представителей бдительной общественности был снят знаменитый графический роман Арта Шпигельмана «Маус». Так о чем же можно и о чем нельзя писать в подростковой литературе с учетом последних законодательных актов? Какими критериями руководствуются издатели, а какими – книготорговцы? Где заканчивается цензура и начинается самоцензура? И что делать автору, особенно начинающему, чтобы обезопасить себя от придирок? Обо всем этом участникам Петербургской фантастической ассамблеи расскажут писатель и редактор Анна Гурова, маркетолог одной из крупнейших книготорговых сетей Северо-Запада Мария Акимова и другие представители отрасли.

Тезисы:

  • Каковы на сегодняшний день законодательные требования к детской литературе в России?
  • Что может послужить основанием для снятия книги с продажи?
  • В чем принципиальная разница между литературой «12+» и «14+» и как вообще расставляется возрастная марикировка?
  • Что ни в коем случае не должно происходить на страницах книги с точки зрения издателей подростковой литературы?
  • Касаются ли эти ограничения классики – например, подростковых повестей Владислава Крапивина, Кира Булычева, Василия Аксенова, Лазаря Лагина?
  • Разнятся ли требования в разных редакциях?

Дискуссия «Феномен Джоан Роулинг»

Неправильно судить об авторе по его гонорарам, но из любого правила бывают исключения. Например, когда Forbes сообщает, что Джоан Роулинг, создавшая серию книг о Гарри Поттере, стала первым в истории человеком, заработавшим миллиард долларов писательским ремеслом, становится любопытно: а почему такое произошло? Истории успеха даже самых мастеровитых и удачливых литераторов обычно на пару порядков скромнее таковых историй из области бизнеса. Мы имеем дело с исключительным случаем, феноменом. Можно сколько угодно рассуждать об удаче, грамотном продвижении, экранизациях и сопутствующих товарах, но нельзя отрицать, что за каждым долларом из этого миллиарда стоит человек, которого – почему-то – зацепила история о мальчике в круглых очках и о волшебной школе.

В этом «почему-то» мы и постараемся разобраться на Петербургской фантастической ассамблее в ходе дискуссии, в которой примут участие литературовед, маркетолог и знатоки творчества Джоан Роулинг.

Тезисы:

  • Какой скрытый социальный заказ, существовавший в обществе, удовлетворили книги Джоан Роулинг?
  • Есть ли литературные достоинства, выделяющие их на фоне прочей подростковой литературы?
  • Кто среднестатистический читатель Джоан Роулинг?
  • Почему книги о школе и приключениях подростков привлекают взрослую аудиторию?
  • Чего больше в этой истории успеха: сугубо «текстовой» составляющей, нелитературных факторов (экранизации, «гарри-поттеровский фэндом»), маркетинга или удачи?
  • Может ли другой писатель повторить успех Джоан Роулинг?

Круглый стол «Как подавать
взрослую проблематику для подростков?»

Говорят, что для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше. И уж точно нет более верного способа растерять читателей, чем выхолостить книгу, сделать вид, что проблем, которые с которыми читатели-подростки сталкиваются ежедневно, в природе попросту не существует. Но как рассказать юным читателем о тяжелых, болезненных, вызывающих неоднозначную реакцию вещах, о которых непросто говорить и со взрослым человеком, как следует пожившим и многое повидавшим? Есть ли у писателей наработанные методики? И что думают на эту тему современные издатели, что говорит законодательство? Об этом мы попросили подумать наших гостей, писателей Святослава Логинова, Алана Кубатиева и Марию Семёнову. Модерирует круглый стол писатель и журналист Владимир Аренев, лауреат премии «Новые горизонты-2014».